Социология в Украине

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (abstract and concrete)

От латинского abstrahere — отвлекать и concrete — срастаться. В историко-философской традиции Абстрактное обычно противопоставлялось Конкретному как мысль, содержание которой отвлеченно, абстрагировано от Конкретного как действительности, выступающей в чувственном созерцании в полноте и целостности своего существования. Это традиционное понимание соотношения Абстрактного и Конкретного имеет свои основания в том, что любая мысль, любой понятийный образ действительности, каким бы совершенным и развитым он ни был, не может до конца исчерпать действительности во всей ее полноте и глубине. Поэтому содержание мысли всегда выступает как нечто Абстрактное по отношению к Конкретному того объекта, который данная мысль отражает, не совпадая с ним в то же время полностью. Однако эмпирико-сенсуалистическая, по существу концептуалистическая интерпретация Абстрактного и Конкретного, рассматривая Конкретное как исключительную прерогативу чувственного созерцания, принижает познавательные возможности теоретического мышления и сводит Абстрактное к «абстрактно-всеобщему», как называл его Гегель, к общему представлению. Диалектическая традиция в исследовании познания отвергает сведение Абстрактного лишь к абстрактно-всеобщему в указанном выше смысле, а Конкретного — к конкретности чувственного созерцания, полагая, что чувственно данное Конкретное отнюдь не является пределом познавательных возможностей и что мышление, не переставая быть опосредствованным абстракциями освоением действительности, способно воспроизводить предмет в его конкретности. Эта способность к более глубокому, верному и полному пониманию в мышлении по сравнению с чувственным представлением реализуется и обеспечивается благодаря диалектике процесса развития понятийных средств, используемых мышлением. Этот процесс характеризуется в диалектической традиции исследования мышления как восхождение от Абстрактного к Конкретному, как процесс углубления и развития понятийного содержания. Категория Абстрактное характеризует при этом односторонность, неполноту воспроизведения предмета в мысли, тогда как категория Конкретное — воспроизведение мыслью предмета по возможности в его целостности и полноте. В данном смысле представление о восхождении от Абстрактного к Конкретному характеризует общую принципиальную направленность познавательного процесса от менее богатого, менее содержательного знания к более богатому, более содержательному мысленному знанию. Впервые концепция Абстрактного и Конкретного как степеней развитости мысленного содержания была развита в диалектической традиции Гегелем на идеалистической основе. Учение Гегеля о конкретности понятия органически связано со всем контекстом его представлений о мышлении, которое понимается как спонтанная способность развития духа. Оно не заимствует свои результаты из внешнего источника, из «опыта», из «созерцания», а развивает свое собственное идеальное содержание. Это имманентное мышлению идеальное содержание возникает тогда, когда мышление делает своим предметом имеющиеся абстракции, наличные «определения мысли» и, критически осмысляя их, преодолевает их «конечность», узость, односторонность, неполноту, вырабатывая то, что Гегель называет «конкретным понятием». В конкретном понятии, схватывающем «единство в многообразии» и «многообразие в единстве», всеобщее выступает уже не как абстрактно-всеобщее, отвлеченное от особенного и единичного, а как конкретно-всеобщее, которое «проникает собой и заключает в себе все особенное». Это конкретное понятие является понятием разума, и его следует отличать от рассудочных определений мысли, не достойных, как полагает Гегель, имени собственно понятия и выражающих лишь абстрактную всеобщность. При этом для Гегеля, в соответствии с его идеалистическим принципом тождества мысли и бытия, развитие мысленного содержания, построение конкретного понятия совпадало с развитием Конкретного в объективной действительности. Категории Абстрактное и Конкретное, характеризовавшие степень развитости познавательного содержания, истолковывались при таком подходе как свойства самой реальности. (Отношение Абстрактного и Конкретного Гегель сравнивает, например, с отношением почки и плода, желудя и дуба.) К. Маркс, отправляясь от гегелевской традиции понимания Абстрактного и Конкретного, применяет эти категории для характеристики собственно познавательной деятельности. В «Капитале» он отказывается от идеализма Гегеля и подчеркивает, что «...метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно-конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного». Являясь способом связывания понятий в целостную теоретическую систему, воспроизводящую расчлененность исследуемого предмета и единство его сторон, восхождение от Абстрактного к Конкретному предполагает в качестве своей необходимой предпосылки формирование абстракций, фиксирующих отдельные стороны предмета, своего рода восхождение от предзаданного мысли чувственно данного Конкретного к Абстрактному. В частности, характеризуя историческое развитие политэкономии, Маркс отмечал, что «экономисты XVII столетия всегда начинают с живого целого... но они всегда заканчивают тем, что путем анализа выделяют некоторые определяющие абстрактные всеобщие отношения...». И после формирования подобных абстракций политэкономия начинает «реализовать» правильный в научном отношении метод восхождения от Абстрактного к Конкретному Диалектическая концепция Абстрактного и Конкретного как характеристика степени развитости полноты и глубины научно-теоретической мысли, богатства ее содержания, ее приближенности к реальному предмету в общем и целом, таким образом, соответствует современным философско-методологическим представлениям о развертывании теоретических систем, когда исходная фундаментальная схема связи абстрактных идеализированных объектов «обрастает» более конкретным содержанием. Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ