Социология в Украине

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (evolutionary theory)

1. ОБЪЯСНЕНИЕ происхождения, развития и многообразия биологических видов, предложенное Чарльзом ДАРВИНОМ и Альфредом Расселом УОЛЛЕСОМ (1823—1913). 2. Объяснение социального изменения с точки зрения принципов Дарвина.
Работа Дарвина повлияла на многих социальных теоретиков прошлого века, включая МОРГАНА, ХОБХАУСА, ТАЙЛОРА, УОРДА и СПЕНСЕРА (хотя последний также ввел эволюционные понятия в собственную теорию). Международный подъем британской экономики и политики во ВРЕМЯ Викторианской эпохи создал социальную атмосферу и интеллектуальный климат, особенно восприимчивый к идеям ПРОГРЕССА. ТЕОРИЯ Дарвина, которая обозначала эти тенденции в качестве особенности биологического развития, была долгожданной идеей, ибо имперская мощь Англии и ГОСПОДСТВО западной культуры могли бы (хотя довольно необоснованно) считаться не чем иным, как результатом естественного закона, всегда обеспечивающего подъем "самому лучшему".
Таким образом, в социальной сфере эволюционная теория видела в индустриализованных странах представителей наиболее высокой стадии долгосрочного процесса развития, начавшегося с гораздо более простых видов общества. Современные доиндустриальные общества — крестьянские либо простые, живущие охотой и собирательством, — считались живым примером более ранних стадий развития, и индустриальный мир оставил их далеко позади. Эволюционная теория, следовательно, обычно объединяет два суждения: эволюционное продвижение вперед предполагало развитие сложных форм социальной организации из простых посредством увеличения дифференциации социальной структуры и специализации функции; подобные структурные изменения предусматривали параллельный процесс продолжения нравственного, интеллектуального и эстетического развития. Теория Дарвина в применении к социальному развитию вылилась, таким образом, в РАЗЛИЧИЕ между цивилизацией и ВАРВАРСТВОМ — особенно удобное в эпоху ИМПЕРИАЛИЗМА.
Воздействие идей Дарвина на социальные теории 19-го столетия было огромно. ПОЛИТИКА социального эволюционизма могла быть привлекательной как для многих из тех, кто был заинтересован в том, чтобы узаконить СТАТУС-кво, так и для тех, кто (подобно МАРКСУ) стремился его изменить. Однако социальные теоретики должны были воспринимать такие идеи крайне осторожно. Ведь Дарвин разработал теорию изменения прежде всего для объяснения многообразия и адаптации видов, у которых СОЗНАНИЕ, РЕФЛЕКСИВНОСТЬ и ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (или культура) могли игнорироваться как значительная ПЕРЕМЕННАЯ. Но как раз эти факты и сделали возможным человеческое ОБЩЕСТВО. По иронии, именно доступная эволюционная ПАРАДИГМА смогла взять на вооружение культурную переменную. Но это было разработано не Дарвином, а его теоретическим соперником Жаном Батистом ЛАМАРКОМ, приведшим доводы в пользу наследственно приобретенных характеристик в эволюционном процессе. Дарвин предлагал взамен принципы произвольного изменения и естественного отбора. Как раз способность личностей и обществ обучаться друг у друга — приобретать культуру или копировать важные культурные достижения (в частности, ПИСЬМЕННОСТЬ и меры веса) — отличительная черта человеческой социальной жизни. А СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ исходя из того, что могло бы быть наиболее успешной версией эволюционной парадигмы — дарвинизму, — в значительной степени игнорировала тезис, который, возможно, способен был дать больше, чем тезис Ламарка.
К первым десятилетиям 20-го столетия эволюционизм впал в немилость у социальных ученых. Причиной опровержения стало ужасное варварство в войне 1914—1918 гг. якобы просвещенной Европы, подвергшейся процессу цивилизации. Более существенно то, что к тому времени становились все более очевидными три основные трудности теории социальной эволюции. Во-первых, предположение об однолинейности, т.е. о наличии одного пути развития, через который пройдут все общества; во-вторых, неспособность сказать многое о промежуточных стадиях развития между простыми и сложными обществами и процессах, приведших к изменениям; в-третьих, перегруженное ценностью суждение о включении в социальное развитие нравственного просвещения, этноцентрическим образом замкнутого на европейских понятиях.
Во второй половине 20-го столетия возродился интерес к проблемам развития, поскольку страны "третьего мира" начали сами вносить себя в политическую повестку дня. Это породило новые версии эволюционной теории и в конечном счете повторное открытие критических дебатов, особенно в плане недоразвитости.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ