Социология в Украине

ФУНКЦИОНАЛИЗМ (functionalism)

Теории в социологии и социальной антропологии, направленные на ОБЪЯСНЕНИЕ социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей.
В 19-м столетии социальные мыслители расценивали ОБЩЕСТВО с точки зрения органической аналогии. Герберт СПЕНСЕР писал: "Все виды существ подобны настолько, насколько каждый их них осуществляет ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ своих составных частей ради пользы целого, и эта черта, присущая всем им, является также общей чертой обществ". Идея изучения социальной жизни под углом социальных функций тоже была важной в начале 20-го столетия в британской социальной антропологии. РАДКЛИФФ-БРАУН и МАЛИНОВСКИЙ использовали ПОНЯТИЕ функции, утверждая, что общество можно осмыслить как состоящее из взаимозависимых частей, которые действуют совместно для удовлетворения различных социальных потребностей. В 1950-х — начале 1960-х гг. "структурный Функционализм" стал доминирующей теоретической перспективой в североамериканской социологии. В 50-х гг. функционалистский подход применялся в теории систем, сформулированной Толкоттом ПАРСОНСОМ в Гарвардском УНИВЕРСИТЕТЕ. ТЕОРИЯ Парсонса пользовалась большим влиянием, хотя и критиковалась другими функционалистами и нефункционалистами. В 1970—80-х гг. звезда функционализма угасла, отчасти в результате внутренних теоретических слабостей, отчасти из-за изменений в политическом климате.
Одна из центральных сфер дебатов касалась характера функционалистского объяснения, другая — его подхода к социальным порядку, КОНФЛИКТУ и изменению. Вопрос состоял в том, что функционалистская перспектива пренебрегает независимой "волей" индивидуальных социальных акторов, имея тенденцию взаимодействовать со "сверхсоциализированной концепцией" человеческого субъекта, например, расценивая людей как "культурных остолопов" . Социальные роли скорее предписаны НОРМАМИ и статическими ожиданиями поведения, а не "принимаются" активно и не восстанавливаются путем интеракции с другими. Кроме того, с подобной позиции трудно объяснить социальные конфликты и нестабильность.
Вся эта критика имеет определенное основание, но в некотором РОДЕ преувеличена. Парсонс, в частности, стремился сочетать "сферу компетенции действия" с системой и социальными ФУНКЦИЯМИ. Несмотря на частое выделение условий "социального порядка" (включая функции социального конфликта) в историческом плане (например, в отношении Спенсера), и в своем позднем творчестве функционализм Парсонса также стремился сочетать анализ социального порядка с эволюционной теорией социального изменения, то есть с МОДЕЛЬЮ растущей социальной дифференциации и с возрастающей функциональной адаптацией общества. В свою очередь, эти модели тоже широко критиковались, но их существование показывает, что скорее частная модель, чем теория, пренебрегает изменением, которое должен обсуждать функционализм.
Невзирая на сильную критику, термин "функция" и функционалистская перспектива сохраняют широко распространенное значение в социологии, поскольку относятся к определяющим проблемам взаимосвязи частей и целого в человеческом обществе, отношения между социальной структурой и человеческой волей, состояния социального порядка и социального изменения.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ФУНКЦИОНАЛИЗМ