Социология в Украине

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (Frankfurt School of Critical Theory)

"Левые" мыслители и стиль радикального социального подхода, поддерживающие членов франкфуртского ИНСТИТУТА социальных исследований, основанного в 1922 г. Феликсом Веллем — богатым политологом, имеющим сильный уклон в сторону марксистского радикализма. Во ВРЕМЯ эры нацизма институт переехал в Нью-Йорк, вернувшись во Франкфурт в 1949 г., но в 1969 г. был расформирован. Однако его влияние сохраняется, что особенно проявилось в творчестве Юргена ХАБЕРМАСА. Со школой формально были связаны многие ведущие левые теоретики, включая Теодора АДОРНО, Вальтера БЕНЬЯМИНА, Эриха ФРОММА, Макса ХОРКХАЙМЕРА (руководителя института в 1931—1958 гг.) и Герберта МАРКУЗЕ.
Отличительный подход франкфуртской школы критической теории — неомарксистская идея, опирающаяся как на западный ПОЗИТИВИЗМ, так и на марксистский СЦИЕНТИЗМ и в то же время занимающая критическую позицию в отношении и западного капитализма, и форм общества, созданного большевистским СОЦИАЛИЗМОМ. К наиболее важным вкладам теоретиков этой школы относятся:
(а) дискуссия о соответствии непозитивистской эпистемологии социальным НАУКАМ;
(б) ОЦЕНКИ доминирующих структурных, а также культурных формирований капиталистических и социалистических обществ;
(в) сочетание идей Маркса и ФРЕЙДА, в результате чего ТЕОРИЯ Фрейда была радикализирована, а МАРКСИЗМ пополнился более глубокой теорией личности.
Такие особенности творчества членов школы были основаны прежде всего на возвращении к философским взглядам молодого МАРКСА и "ревизии" преобладавшей "официальной" советской интерпретации марксизма, которую франкфуртские Теоретики считали экономистской и сверхдетерминистской.
Несмотря на такие общие темы, отдельные теоретики проводили особые исследования, а весь КОЛЛЕКТИВ менял точку зрения на современное ОБЩЕСТВО в ответ на крупные политические и экономические изменения, в том числе возникновение фашизма и затухание революционных движений на Западе. Сначала члены института ожидали, что трансформация капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм и ФАШИЗМ приведет к социализму. Позже настроение некоторых, особенно Адорно и Хоркхаймера, стало пессимистичным. По их мнению, рабочий КЛАСС превратился в управляемый новыми образцами массовой культуры и вряд ли способен разработать революционные модели сознания в будущем. Другие теоретики, особенно Маркузе, оставались более оптимистичными, выявляя источники революционного сознания вне традиционного ПРОЛЕТАРИАТА, например, в этнических меньшинствах и студентах. Однако независимо от разницы во взглядах на перспективы революции все теоретики франкфуртской школы продолжали исследовать общую тему: замена просветительских идеалов рациональности узкой и дегуманизирующей "технической РАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ", произошедшая и в западных капиталистических, и в советских марксистских формах социальной организации. Это "извращение" поддерживают позитивистские и сциентистские формы социальной науки, а критическая теория должна с ним бороться. Оценки работы школы дают М. Джей "Диалектическое воображение" (1973) и Д. Хелд "Введение в критическую теорию" (1980).


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ