Социология в Украине

ВРЕМЯ (time)

Непрерывное протекание существования. Может измеряться с помощью какого-либо устойчивого или периодического физического или социального процесса. В последнем случае "время" будет часто фиксироваться путем четких физических периодичностей, определяющих единицы социального деления: "дни", "годы" и т.д. Во многих других отношениях, однако, разделение "времени" (все же отчасти фиксируемое с точки зрения физических периодичностей) зависит от моделирования социальных событий, которые являются относительно независимым от естественных периодичностей в виде "недель" или "часов". Существуют также различные формы общего "социального времени", установленные ГИДДЕНСОМ между:
(а) повторяемым ежедневно duriíe, или "обратимым временем" повседневной социальной жизни;
(б) longue àurue, включенном в постоянство, как против усиления, так и падения социальных учреждений и обществ;
(в) "продолжительностью жизни" индивидуума, то есть "необратимым временем".
Наряду с этим в социальной жизни, социологических и исторических исследованиях можно заметить почти бесконечное число более определенных "периодизаций", например, "Викторианская эпоха", "эпоха РАЗУМА".
Так как время всегда существует как четвертая координата времени-пространства в определении какого-либо события, очевидно, что оно должно быть важным компонентом в любом социологическом исследовании. Однако недавно некоторые социологи стали утверждать, что временем СОЦИОЛОГИЯ относительно пренебрегала, часто будучи заинтересованной статическими структурными моделями и не принимая во внимание большое разнообразие способов, какими Социальная Жизнь является и структурированной временем, и результатом социальных процессов, происходящих в социально преобразуемом времени — см. МАНН (1986) и Гидденс (1984). Возрождение интереса ко времени характерно для современной социологии и для других смежных с ней дисциплин.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего, будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже»; понятие Время выражает длительность и последовательность событий. Время неразрывно связано с изменением. Без изменения, то есть без процессов, нет Времени. Но Время не тождественно изменению и изменяющемуся. Оно относительно независимо от них в том смысле, что Время безразлично к тому, что именно изменяется. Как писал Лейбниц, Время относится к изменению так же, как числа к нумеруемому. Время представляет собой единство (целостность) прошлого, настоящего, будущего и характеризуется прежде всего длением, течением, открытостью. Время длится — это означает, что настоящее существует. Смысл понятий «прошлое», «настоящее», «будущее» содержит два компонента. Один (абстрактный), остающийся жестким неизменным ядром понятия, является чисто временным, то есть касается существования. Второй (конкретный) относится к событиям, наполняющим прошлое, настоящее, будущее, то есть к совершающимся процессам. Если происходит изменение конкретного наполнения настоящего, то говорят: Время течет. Время течет в будущее, события уходят в прошлое. В отличие от уже осуществившегося прошлого и от наполненного событиями настоящего, будущее не наполнено ими и открыто для созидания. Это свойство Времени называют открытостью Времени. В философских учениях о Времени, в соответствии с их ценностной ориентацией, эти три проявления Времени имеют различный вес: например, прошлое или будущее выходит на передний план, а настоящее остается в тени. Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека, составляя элемент непреложности в его судьбе, малоподвластный воле человека. Человек не только познает Время, но и переживает его, отчасти управляя им. Время вплетено во все сферы бытия, потому определенное истолкование Времени входит в разные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу, науку, обыденное сознание. Время является измеряемым. Способы его измерения различны: движение небесных тел, психологическое восприятие, смена времен года, биологические ритмы, исторические эпохи, процесс счета, часы (песочные, солнечные, механические, атомные, лазерные и так далее). Процедура измерения Времени осуществляется за счет мысленной остановки течения Времени, необходимой для того, чтобы можно было приложить эталон к измеряемому Времени. В образной форме на это указывал Августин. Позже этот прием назвали опространствованием времени, или его геометризацией, если речь шла о физике, где появились высокоабстрактные модели Времени, которые далеко отстоят от конкретного бытия как природы, так и человека. В них Время репрезентируется множеством моментов, и на это множество наложена определенная система отношений между моментами. Все моменты имеют одинаковый статус существования, то есть их нельзя характеризовать понятиями «настоящее, прошлое, будущее». В результате расширилась брешь между физико-математическими моделями Времени и Времени человеческого существования. Эту брешь частично заполняют образы Времени в литературе и искусстве, а также модели Времени в психологии, истории, которые не могут обойтись без снижения уровня абстрактности в исследовании настоящего, прошлого и будущего. Современный человек знает об асимметрии прошлого и будущего в работе человеческого мозга, об относительности одновременности, об ускорении и замедлении Времени, о его связи с пространством и гравитирующими массами, о хронотопе в музыкальном искусстве, о разорванности и неупорядоченности Времени в литературном произведении, о непрерывности и одномерности физического Времени в макромире, о моделях ветвящегося Времени в логике, о циклическом Времени в древнегреческий мифологии, о линейном однонаправленном конечном Времени в христианстве и многих других. Ни одно великое философское учение не обходится без концепции Времени, которая тесно связана с его основополагающими принципами.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ВРЕМЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ВРЕМЯ