Социология в Украине
Временное и сезонное хранение вещей www.skladovka.ru.

АВТОРИТЕТ (authority)

Установленное в сообществе или государстве политическое правление, основанное на одной или нескольких возможных формах политической легитимации.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах.".

От латинского auctoritas — достоинство, сила, власть. Общепризнанное неформальное значение, влияние, компетентность, которыми наделяются и пользуются люди, идеи, системы взглядов, организации, общественные институты в силу определенных качеств и функций. Исторически термин впервые стал употребляться для обозначения власти сената в Древнем Риме в отличие от власти других органов управления. В зависимости от сферы и способа влияния различаются Авторитет духовный, нравственный, экономический, воплощающийся в особых общественных феноменах (духовная иерархия, лидерство, предпринимательство, правительство, капитал) и превращающиеся в способы влияния и осуществления власти. Авторитет выражается в способности его носителей (индивида, социальной группы, общественного института) направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли других людей. Существование Авторитета связано с ограниченными возможностями человека оценивать стоящие перед ним проблемы, что обусловлено сложностью самой действительности. Отсюда факт принятия на веру утверждений носителей Авторитета при условии, что носитель Авторитета способен обосновать свои требования. С точки зрения этической и социально-философской традиции Авторитет характеризуется как категория, фиксирующая социальную связь и взаимодействие определенного типа — исторически меняющуюся форму принуждения и подчинения индивидов в их мыслях, чувствах, действиях определенным нормам и установкам. Исторически выделяются три формы Авторитета: Авторитет силы (в архаическом обществе), Авторитет веры (в традиционном обществе), здравый смысл (в индустриальном обществе). В философском поиске дифференциация форм Авторитета представлена более детально. Доминанта морального Авторитета в античности сменилась идеей непогрешимости религиозного Авторитета в средневековье. В философии нового времени, начиная с Гоббса, отрицается религиозный Авторитет и подчеркивается значение нравственного Авторитета, основанного на знании. В английском и французском Просвещении обосновывается Авторитет разумного права. Утверждение идеи свободной индивидуальности привело к отрицанию нравственного Авторитета во имя автономии воли. Кант осуществил переход от мышления в категориях блага к мышлению в категориях ценностей, понятых как результат человеческой деятельности — целеполагания и волеизъявления. Фихте считал «бессовестным» подчинение Авторитету. Ницше рассматривал Авторитет как принцип «морали рабов». Русская историософия выделила роль личного момента в формировании духовного Авторитета. Для В. С. Соловьева «внешний авторитет необходим как преходящий момент, но его нельзя увековечивать, признавать как конечную и окончательную норму» («Оправдание добра»). Бердяев противопоставлял внешний социальный Авторитет авторитету совести. И. А. Ильин, рассуждая о духовном Авторитете, связывал его с Авторитетом власти, предполагающим религиозное доверие народа, независимость от иностранных влияний, волевой характер. В постклассической философии 20 в. присутствует и автономистская (отрицается любой Авторитет, утверждается принцип абсолютной свободы личности) и авторитаристская (признаются приоритеты носителей Авторитета) тенденции. В современной политической философии Авторитет рассматривается как необходимое условие всякого могущества и власти. Из философии Гоббса и утилитаристов пришло представление о том, что проблема Авторитета может быть представлена в виде дилеммы «свобода — Авторитет». Авторитет понимается как Авторитет верховной власти, позволяющий сохранить общество как целостность. М. Вебер предложил формальную типологию власти: Авторитет может основываться (1) на рациональных установках — системах правил, касающихся способов приобретения власти и границ ее применения; (2) на традициях, когда законность порядка вытекает из представлений о его сакральности и неизменности; (3) на харизме — личных качествах лидера, вождя (мудрости, убежденности, отваге).


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с АВТОРИТЕТ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о АВТОРИТЕТ