Социология в Украине

ТЕЛЕВИДЕНИЕ (television — TV)

(От греческого tele, означающего "далекий" и "отдаленный") — аппаратура для передачи изображений и звуков, которая, несомненно, стала наиболее существенным культурным явлением конца 20-го столетия. Значение телевидения обусловлено не только его воздействием на образцы ДОСУГА, предполагаемым влиянием, помимо прочего, на культивирование насилия, чтение и семейные отношения, и даже способностью изменить ВОСПРИЯТИЕ пространства и времени, а также стимулировать глобальное понимание, но его центральной РОЛЬЮ в увековечивании потребления.
В 1949 г. менее 2% семей в Англии и США имели телевизоры; сегодня этот показатель — свыше 99%. Затраченное у телевизора ВРЕМЯ разнится по возрастам, КЛАССАМ, ГЕНДЕРАМ и другим факторам. Популярная мыльная опера в Англии обычно притягивает 13 млн зрителей (приблизительно четверть населения), а глобальное событие, подобное розыгрышу суперкубка в США, — 100 млн в одних лишь США и миллиарды во всем мире. При показе таких событий коммерческая РЕКЛАМА стоит $900 000 за 30 секунд, что делает главными клиентами телекомпаний не столько зрителей, сколько рекламодателей, которых они и стремятся обслуживать. По утверждению комментаторов, телевизионные сети сдают зрителей в аренду рекламодателям.
Кроме критики, обвиняющей телевидение в формировании всевозможных видов нежелательного поведения, более глубокие авторы, например, Нелл Постмен ("Развлекают нас до смерти", 1985), высказывают сожаление по поводу снижения доминирующего культурного значения типографии и превращения телевидения в средство, вызывающее приятное состояние эйфории, но истощающее критические способности. Это представление имеет много сходного с более ранними теоретиками таких разнообразных течений, как ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ и Колумбийская школа Нью-Йорка. Они соглашались с тем, что телевидение, наряду с другими средствами массовой коммуникации, в политическом отношении было снотворным и связано с сохранением СТАТУС-кво.
Сравнительно недавно возникновение ДИСКУРС-АНАЛИЗА привело к переориентации, к большему акценту на роли зрителя скорее в чтении, чем только в поглощении телевизионного материала. В представлении таких исследователей, как Джон Фишке ("Телевизионная культура", 1987), телевизионное чтение вовлекает зрителей в формирование значения, втягивая их ТЕКСТОМ программы в интерпретативную ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, формирующую дискурс. Позволив сформулировать более активную концепцию зрителя, это также отвлекло внимание далеко в сторону от "больших" проблем. Одна из них — каким образом телевидение воздействует на наше общественное ПОВЕДЕНИЕ, в частности, на наши расходы.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Похоже, ни у кого не дошли до этого руки.

Книги, в которых есть упоминания о ТЕЛЕВИДЕНИЕ