Социология в Украине

ВОСПРИЯТИЕ (perception)

Получение и интерпретация стимулов. Предполагает сенсорные механизмы и когнитивную оценку, подвержено влиянию прежде усвоенного опыта, эмоционального состояния и текущих ожиданий. Значение термина для социологов состоит в подтверждении индивидуальной интерпретации событий, на которые оказывают воздействие ОБЩЕСТВО и культура. Таким образом, ОТНОШЕНИЕ, РАСИЗМ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ, СТЕРЕОТИП имеют восприятия.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы (органы чувств) животных и человека. Субстратом Восприятия являются ощущения, образующие непрерывный комплекс в пространстве и во времени. Классификация Восприятия совпадает с классификацией ощущений. Наиболее развитой и важной для процесса познания является система зрительного Восприятия, далее следуют осязательные, слуховые и тому подобные. Кажущееся «вынесение зрительного Восприятия вовне» объясняется тем, что Восприятия представляет собой внутреннюю уменьшенную модель как внешних предметов, так и видимой части нашего тела, между которыми сохраняются масштабные отношения. Всякий раз, когда, например, мы касаемся рукой какого-либо предмета, образ нашей руки «касается» образа предмета. Ситуация подобна той, в которой находится наблюдатель, находящийся внутри подводной лодки и видящий на экране перископа ее нос, морской простор и так далее. так, как если бы он находился на ее поверхности. Зрительные Восприятия тесно связаны генетически с осязательными, догадку о чем впервые высказал Кондильяк и что позже было подтверждено экспериментально: манипулирование предметами, во многом обусловленное их структурой, способствует формированию отчетливого образа (у взрослого человека двигательные компоненты процесса формирования Восприятия сведены до минимума и заключаются в движении глаз). Субъективными компонентами Восприятия являются не только модальность и другие параметры составляющих Восприятия ощущений, но и разрешающая способность органов зрения и осязания. Но эта частичная субъективность Восприятия объясняется вполне объективными экологическими причинами: мы являемся макроскопическими существами и наша деятельность реализуется в мире макроскопических тел, какими мы их и воспринимаем. Нам не требуется непосредственно видеть составляющие их атомы и молекулы, что препятствовало бы нам воспринимать предметы окружающей среды. Чтобы убедиться в этом, достаточно поднести увеличительное стекло к напечатанному в газете портрету, и его изображение исчезнет, превратившись в конгломерат разрозненных черных точек. Физически далеко не гладкие объекты (например, лед) воспринимаются нами как имеющие зеркальную поверхность, потому что по ним скользит наше тело. Как показывает опыт применения различных приборов, при получении объективной информации от исследуемых предметов субъективные компоненты Восприятия могут быть элиминированы. Более того, без участия ощущений и Восприятия мы можем получить точную информацию, вообще недоступную органам чувств. Объектом Восприятия останутся лишь показания на шкале приборов. Но и это Восприятие может быть исключено, если информация, минуя органы чувств, будет непосредственно направлена в ЭВМ для ее последующей переработки по правилам математики и логики. Но для того, чтобы в конечном счете информация стала знанием, она должна быть воспринята человеком, обладающим чувственным и рациональным мышлением. Наличие в Восприятии субъективных и объективных компонентов затрудняло понимание его природы и со времен античности вызывало споры между философами различных направлений. В новое время Беркли, принимая концепцию Локка о субъективности ощущения, необоснованно перенес ее на Восприятие. Он считал, например, что если от вишни отнять ее чувственные качества, то она исчезнет. Конечно, в этом случае перестанет существовать Восприятие вишни, а не она сама как реальный пердмет. Не отрицая того, что окружающий нас мир воздействует на органы чувств и вызывает доступные познанию явления (феномены), Кант считал сам мир «вещью в себе», недоступной познанию, в чем проявлялся агностицизм этого философа. Согласно современным данным, Восприятие онтологически и функционально вторично по отношению к материальному миру, но гносеологически оно первично для испытывающего его индивида и общества в целом: это можно считать первым фактом социальной психологии. Восприятие выполняет следующие гносеологические функции. Во-первых, зрительные и осязательные Восприятия являются иконическими образами (изображениями). Они отображают в виде конгруэнтности, подобия или перспективы внешнюю структуру и фактуру отдельных предметов и их совокупностей, положение этих предметов в пространстве, их перемещения, а также отдельные отношения между предметами и их частями. Во-вторых, Восприятие других модальностей — слуховые, термические, вкусовые и обонятельные, не представляющие собой целостных двух- или трехмерных образов предметов, являются неиконическими (изоморфными или гомоморфными) отображениями тех или иных процессов. В этом случае Восприятия представляют собой непрерывное изменение во времени соответствующих им ощущений (например, воспринимаемое нами изменение температуры какого-либо предмета). В-третьих, Восприятия могут выступать в качестве моделей для познания других аналогичных в каких-либо отношениях объектов, подлежащих исследованию. В-четвертых, Восприятия могут выполнять функцию знака (по характеру снопа искр от прутка стали на точильном круге можно судить о ее марке; по наблюдаемой части какого-либо предмета можно заключить о предмете в целом, когда соотношение между частями заранее известно).


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ВОСПРИЯТИЕ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ВОСПРИЯТИЕ