Социология в Украине

ВОЛЮНТАРИЗМ (voluntarism)

Теория, утверждающая, что индивидуальные цели, выбор, решения и т.д. являются решающим элементом в социальной деятельности. Полярная противоположность волюнтаризму —- ДЕТЕРМИНИЗМ. Однако в социологии часто принято считать, что ТЕОРИЯМ свойственно включать и волюнтаристские, и детерминистские элементы, например, структурные детерминанты, которые ограничивают, но не обязательно устраняют выбор. Толкотт ПАРСОНС (1937) называет свою теорию деятельности "волюнтаристской", ибо она включает ссылку на "субъективные" элементы и индивидуальный "нравственный" выбор. Но это не мешает ему разрабатывать объяснения универсальных функциональных предпосылок.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

От латинского voluntas — воля. Метафизическая установка в философии и психологии, согласно которой воля занимает главенствующее место в структуре бытия и человеческого поведения. В античной философии человеческая субъективность понималась как единство разума, воли и чувств. Однако в философии стоиков можно обнаружить элементы поэтизации воли как державного принципа. Собственная воля, по Марку Аврелию, безразлична к воле ближнего. В средневековой философии Августин Блаженный считал, что именно воля обусловливает направленность духовных процессов. «Воля стоит над мышлением», — утверждал Дуне Скот. Такой же позиции придерживался Оккам. О суверенности воли писал и Кант, для которого практический разум выше теоретического. Для Канта наслаждение и страдание не составляют единственных двигателей человеческой воли. Для него необходимо, чтобы высшее благо было создано свободной волей. Практический разум, по Канту, должен служить определяющим основанием воли. Все возможные определения воли могут быть или только субъективными и потому эмпирическими, или же объективными и рациональными. Автономия воли есть такое ее свойство, посредством которого она формулирует свой собственный закон. Однако, по Канту, сознание обязанности должно быть единственным законом человеческой воли. Полное согласование воли с нравственным законом есть святость, такое совершенство, на которое не способно ни одно разумное существо чувственного мира ни в один момент своего существования. Представители немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель) рассматривают волю уже не только как компонент человеческой субъективности. Так, Фихте толковал ее как абсолютный творческий принцип мира. Вместе с тем воля описывалась по критериям разумности в соответствии с общей рационалистической установкой. Онтологический статус воля обретает в философии Шопенгауэра. Воля — слепое, неразумное, бесцельное первоначало мира, аналог кантовской вещи в себе. Воля оказывается внутренним и главенствующим принципом бытия. По мысли Шопенгауэра, везде объективируется одна и та же воля. Она трактуется как начало всего существующего. Воля — это абсолютное хотение, не имеющее ни причины, ни основания. Воля многолика и вездесуща. По Шопенгауэру, ее роль огромна и в растительном царстве. Она воплощает здесь стремление, желание, бессознательное вожделение: верхушка дерева тянется к свету, стремится постоянно расти только вертикально; корень вожделеет влаги; семя, брошенное в землю, пустит стебель вверх, а корень вниз; гриб пробивается через стену, цветок — сквозь асфальт. Все это проявления воли. Воля, по Шопенгауэру, это сила, благодаря которой появляются существа, индивиды, живущие в пространстве и времени. Воля есть то, что, не быв, стремится к существованию, становится бытием, объективируется во множестве воплощений. Феномены всеобщей воли последовательно развертывают себя во времени. Они обнаруживают себя закономерно, в постоянных формах, в соответствии с теми неизменяющимися формами, которые Платон назвал Идеями. Так рождается вереница перевоплощений от элементарных существ до высших. Каждая ступень волевого феномена отстаивает свое право, что и порождает борьбу за существование. Э. Гартман считал, что воля обнаруживается повсеместно и всюду действует бессознательно. Атомы можно рассматривать как единицы воли. У Гартмана представление перестает быть подчиненным воле и становится равноправным с ним. Представление и воля оказываются у него атрибутами всеединого бессознательного. Нет согласного действия воль, они находятся в непрестанной борьбе. Воля у Гартмана рассматривается как эгоистический принцип. В качестве основополагающей черты сущего в целом Ницше утверждает то, что он называет «волей к власти». Смысл ее таков: самоуполномочение власти на превосхождение себя самой. «Воля к власти» — это обозначение основной черты сущего и существа власти. Абсолютный диктат воли стал высшим принципом метафизики Ницше. В 1883 родился и сам термин «Волюнтаризм». Он был предложен Ф. Тённисом. В психологии Волюнтаризм воли рассматривается в качестве основной функции психической жизни.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ВОЛЮНТАРИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ВОЛЮНТАРИЗМ