Социология в Украине

ВОЙНА (warfare)

1. Силовой, как правило вооруженный, КОНФЛИКТ между государствами или народами. 2. Сопоставимые, но не обязательно силовые, конфликты между КЛАССАМИ и т.д., которые, однако, не переступают границ войны в смысле 1.
Первое употребление намного важнее и рассматривается ниже. Война и подготовка к ней часто расцениваются чуть ли не как всеобщая характерная черта человеческих обществ, что иногда объясняется наличием врожденной человеческой агрессивности, а также ДЕЙСТВИЕМ территориального императива. Однако этому противоречит то, что распространенность войны была весьма переменной и что в некоторых обществах редко прибегали к войне и отсутствовали традиции МИЛИТАРИЗМА. Конечно, война — это явление, обусловленное скорее культурой, чем предопределенное биологией. Не наблюдается в простых или более развитых обществах и какого-либо прямого шаблона экологических либо территориальных факторов, способных обеспечить ОБЪЯСНЕНИЕ различий в распространенности войны. В современных обществах, в частности, термин требует понимания с политико-экономической точки зрения.
Как отмечает историк ТИЛЛИ, "государство создало войну, и война создала ГОСУДАРСТВО". Как настаивали многие ученые, современное европейское национальное государство "строилось на полях сражений" (Андерсон, 1974). Не только европейская, но и вся современная НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА остается сосредоточенной на суверенных национальных государствах, в которых угроза войны все еще представляется реальной и в которых, по крайней мере до недавнего времени, самому выживанию мира угрожал антагонизм "супердержав". При таких обстоятельствах и при том, что война имела также далеко идущие экономические и политические побочные эффекты (например, как стимул для реформы, революции или политической реакции), удивительно, что ее изучение не занимало центральное место в социологии. Сегодня это исправляется (например, в работах МАННА и ГИДДЕНСА). Ключевая общая проблема состоит в том, каким образом взаимодействуют политические, военные, а также экономические и социальные изменения. Несмотря на то, что в классическом МАРКСИЗМЕ и многих областях социальной науки в прошлом имелась тенденция объяснять первые с точки зрения вторых, ныне тенденция состоит в уделении намного большего внимания обратной связи.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Острый конфликт между социальными группами, странами, государствами, в разрешении которого участвуют вооруженные силы. Смысл этого общественно-политического явления состоит в продолжении политики насильственными средствами. Войну следует отличать от других насильственных коллективных действий, таких, как восстания, заговоры, вооруженные путчи. Специфика Войны, в отличие от указанных конфликтов, заключается в том, что ведется широкая вооруженная борьба внутри страны или между государствами. Применяются также экономические, дипломатические, идеологические и другие средства борьбы. В истории философии выделяются две основные точки зрения на природу Войны. Гоббс утверждал, что человек, находясь в естественном состоянии, агрессивен к себе подобным. Монтескье же считал, что человеческая природа сама по себе не может быть источником Войны. Человек сам по себе не может быть врагом другого человека. Война не столько антропологическое, сколько социальное явление, связанное не с природой человека, а с сущностью общества, а целью политики является смягчение социального неравенства и избавление от Войны. Помимо философских выделяются политические, экономические, религиозно-идеологические, юридические, социологические и психологические аспекты Войны. С философской и религиозно-идеологической точки зрения Войны делятся на справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные, священные и агрессивные. Соответствующая оценка Войны определяется различными философскими и религиозными критериями (ислам, христианство, марксизм). Философия и право также тесно связаны друг с другом при рассмотрении проблемы Войны. В правовом смысле Войны ведут субъекты, которые претендуют на свою правомочность, суверенность и самостоятельность. В связи с этим важным обстоятельством Кант считал, что право может стать важным средством регулирования вооруженных конфликтов, особенно при заключении мира между враждующими сторонами; в таком случае необходимо признавать права человека, право на независимость одних людей от других, а также и право на независимость народов или стран. Это право стран и народов, с точки зрения философии современного международного права, должно подчиняться соблюдению прав индивида. При таком подходе гражданское население не должно страдать от Войны. Война — это процесс принуждения одной стороны с помощью физических средств и насилия к выполнению воли другой стороны. Войны классифицируются по различным признакам. В зависимости от участников — Война между государствами, между колонией и метрополией (национально-освободительные Войны), вооруженное нападение одного государства на другое (интервенция). С точки зрения социальной структуры — гражданская Война между различными классами или же между фракциями, частями одного и того же господствующего класса. Война народа с военной хунтой или кликой. Война может возникнуть в связи с разделом природных богатств или материальных ресурсов (нефти). По своим целям, характеру, интенсивности и распространению военных действий Война может быть ограниченной, тотальной, локальной, региональной, воздушной (только с помощью авиации) и так далее, а также по своим средствам и способам осуществления — «психологической», «холодной», «ядерной» и другой. С появлением ядерного оружия Война перестает быть средством рациональной политики. Ядерная Война ведет к уничтожению основ цивилизации и самого человека. Применение ядерного и другого видов современного оружия массового поражения абсурдно и преступно. Сейчас стали создаваться объективные предпосылки для установления более прочного мира. Но, несмотря на складывающиеся партнерские отношения между прежде враждовавшими странами, в мире до сих пор возникают вооруженные конфликты, связанные как с проявлениями гегемонизма, так и национализма и регионализма.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ВОЙНА

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ВОЙНА