Социология в Украине

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (sociology of education)

Применение социологических теорий, подходов и методов исследования к анализу процесса образования. По сравнению с предшествовавшими обществами, в индустриальных образование обеспечивается специализированными заведениями, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ которых и является главным объектом изучения.
Хотя Социология Образования как отдельный раздел появилась недавно, ее корни находятся в основном в ФУНКЦИОНАЛИЗМЕ ДЮРКГЕЙМА. Процесс образования следует понимать с точки зрения его вклада в содействие и сохранение социального порядка (Дюркгейм, 1922), нужно видеть в образовании средство решения проблем и стирания социальных антагонизмов (Маннгейм).
До 1950-х гг. эта дисциплина оставалась под сильным влиянием этих подходов, хотя ее развитие было во многом обязано роли социологии в подготовке преподавателей, особенно в США, а также традиции "политической арифметики" в Великобритании. Последняя привела к ряду обзоров и статистических исследований, изучающих социальное влияние на получение образования, профессии и на социальную мобильность (в частности, Флауд, ГАЛСИ и МАРТИН, 1957). Хотя такие исследования показали постоянство классового и гендерного неравенства, появились предположения о том, что образование могло бы стать средством социального преобразования в долгосрочном плане. В Великобритании введение всестороннего образования, компенсационного образования и расширение высшего образования в 1950-х гг. и позже были задуманы для достижения данной цели и создания не только более равного общества, но также устранения ненужных потерь талантов нации.
В течение 60-х гг. падение функционалистской гегемонии в социологии и растущий пессимизм относительно политики реформ в образовании, особенно в США, привели к появлению совершенно иных направлений. Источники неравенства, находящиеся вне школы, стали рассматриваться как трудноизлечимые; были подняты фундаментальные вопросы о традиционной социологии образования, о предполагаемых связях между обучением и социальной реформой. Один из аспектов был направлен на методы преподавания — интеракция в КЛАССЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ учебного плана — вытекавшие из стандартных интеракционистских подходов, другой — более радикальный (например, работа Янга по учебным планам, а также Боулза и Джинтиса "Обучение в капиталистической Америке", 1976), подчеркивал РОЛЬ школ в качестве агентств, воспроизводящих социальные отношения капиталистического производства. Последний отчасти вдохновлялся МАРКСИЗМОМ, восходя к концепциям ГРАМШИ и АЛЬТЮССЕРА. Некоторые социологи сочетали идеи МАРКСА, Дюркгейма и Вебера, стремясь достичь такого же результата (пример — аргументы БУРДЬЕ о зависимости образования от культурного КАПИТАЛА).
Было бы ошибочно воображать, что последовавшие подходы полностью заменили предшествовавшие. Не следует также считать тщетными попытки расширения возможностей образования. Так, в Великобритании процент мужчин и женщин, поступающих в высшую школу, ныне приближается к паритету, а общая доля школьников, включающихся в процесс высшего образования, существенно увеличилась начиная с 1950-х гг. Также значительно выросло число участников из семей рабочего КЛАССА. С другой стороны, классовые различия все еще остаются разительными и роль систем образования в сохранении классового общества столь же очевидна.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ