Социология в Украине

СЕКТА (sect)

Религиозное, а иногда и светское, СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, характеризующееся ОТРИЦАНИЕМ ортодоксальных религиозных и/или светских учреждений, доктрин, действий, например, шекеры, квакеры, амиши.
Социологи идентифицировали сектантство с относительно низким уровнем институционализации и с тенденцией к ереси. Эрнст ТРЕЛЬЧ (1912) провел РАЗЛИЧИЕ между "церквами" и "сектами". Если первые были охарактеризованы как консервативные, ортодоксальные, иерархические, ограниченные традициями и РИТУАЛОМ, обладающие высокой степенью организации и институционализации, то вторые — как перфекционистские, радикальные, эгалитарные, проявляя низкую степень организации и институционализации. "Сектанты" ценили непосредственную ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ выше ритуальной практики. Трельч считал секту и ЦЕРКОВЬ полярными противоположностями. Его работа посвящалась сектантским движениям в рамках христианства и, следовательно, едва ли применима вне этого контекста, в частности, к странам "третьего мира", где особенно много сектантских движений.
Позже Брайан Уилсон (1973) признал "секты" "самоотличаемыми движениями протеста", направленными не обязательно против ортодоксальных церквей, но и против государственных и других светских учреждений в обществе. Уилсон отвергает дихотомную МОДЕЛЬ Трельча и утверждает, что было бы полезно исследовать сектантские движения с точки зрения отношения между следующими социальными факторами: доктриной, степенью организации, формами ассоциации, социальной ориентации и деятельности. Их можно классифицировать по "ответам миру". Многие сектантские движения проявляют определенную степень КОНФЛИКТА и напряженности по отношению и к религиозному, и к светскому социальному миру. Следовательно, сектанты часто желают добиться как избавления, так и спасения от ортодоксальных культурных форм, традиций, учреждений. Уилсон утверждает, что в их среде имеется по крайней мере семь возможных ответов миру и на "проблему зла": "конверсионистский", "революционный", "интроверсионный", "манипуляционный", "чудотворческий", "реформистский" и "утопический".
Выйдя за пределы степени организации и доктринной ереси, можно исследовать сектантские движения, возникшие вне христианской культуры.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с СЕКТА

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о СЕКТА