Социология в Украине

ВЛАСТЬ (power)

1. "Преобразующая способность" человека, то есть "способность вмешаться в цепь событий, чтобы как-то их изменить" (Гидденс, 1985). 2. "Вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю, несмотря на сопротивление" (Вебер, 1922). 3. Производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от воли индивидуальных акторов (например, Власть рыночных сил при капитализме). 4. Знание — власть.
Хотя смыслы 2—4 понятия часто рассматриваются с негативной точки зрения, как ПРИНУЖДЕНИЕ и КОНФЛИКТЫ интересов, все они могут иметь и более положительное значение — "предоставление возможности". Властные отношения предполагают и взаимозависимость, и конфликт. Для ПАРСОНСА (1963) власть — это возможность достижения социальных и общественных целей, и в этом качестве она аналогична деньгам, служа основой обобщенной способности достигать целей.
По выражению ГИДДЕНСА, власть должна признаваться первичным ПОНЯТИЕМ в социологическом анализе. Она потенциально определяет все отношения, но ее следует разбить на различные компоненты, прежде чем эффективно использовать. Главное РАЗЛИЧИЕ Гидденс проводит между двумя ТИПАМИ ресурсов власти (ни один из которых не имеет преимущества):
(а) материальными, то есть экономическими или распределяемыми;
(б) авторитетными, включая легитимный АВТОРИТЕТ, но также многие другие аспекты авторитетной власти, например, "надзор".
Однако другие исследователи (Бахрах и Барац, 1962; Луке, 1974) выявили различие между властью, видимой в открытых решениях и проявляющейся в не-решениях, то есть в ситуации, когда она — результат мобилизации смещения в пределах общин, пассивного принятия установленной институционализированной власти, в которой потенциальные проблемы никогда не достигают политической арены.
Внутри структур или организаций мы можем также говорить о границах или интенсивности власти (управления), руководителей над подчиненными. Но контроль никогда не является полным. ДИАЛЕКТИКА управления, можно сказать, всегда существует в том, что ни один агент (даже раб или ребенок либо обитатель тюрьмы или приюта) не бывает полностью бессильным, ибо необходимо активное согласие подчиненных, если властное ОТНОШЕНИЕ не должно стать тягостным для обеих сторон. Даже когда соотношение сил между участниками неравно, имеются некоторые взаимодействия во властных отношениях.
В то ВРЕМЯ как власть выступает аспектом всех сфер общества и всех учреждений (в СЕМЬЯХ, церквах, ГРУППАХ и ОРГАНИЗАЦИЯХ всех типов), ее главное сосредоточение в современных обществах — национальные государства и капитализм. В первом случае она опирается на поддержание легитимного авторитета, но в конечном счете основана на физическом насилии, а во втором находится в своей чистой форме, по существу "неполитической", и проявляется в "аллокативных ресурсах" современного общества. Однако капитализм все же играет важную РОЛЬ в поддержании "политической легитимности", ввиду его эффективности и широко распространенной приемлемости по сравнению с другими экономическими СИСТЕМАМИ, хотя некоторые авторы считают, что это предполагает идеологическую и культурную инкорпорацию, вопреки долгосрочным интересам.
Изучение распределения, а также последствий власти на современном этапе заняли центральное место в политической социологии с ее акцентом на ЭЛИТАХ и правящих КЛАССАХ, партиях и группах давления, а также на политических и экономических обладателях власти всех видов. Для Гарольда Ласуэелла ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ занимается следующими вопросами: кто, что, когда и как получает.
Если одни теоретики (Райт Миллс) утверждали, что в современных обществах доминировала узкая ВЛАСТНАЯ ЭЛИТА, другие, включая Роберта Даля или Сеймура ЛИПСЕТА, решительно отвергают это, доказывая наличие плюралистского элитизма, основанного на участвующих политических культурах. В исследовании, сопровождаемом плодотворными дебатами, Даль стремился обосновать свою точку зрения в эмпирическом изучении общественной политики. Однако она остается спорной и отвергается теми, кто указывает на его отказ принимать во внимание "не-решения" в выводе о том, что ни один человек или группа не в состоянии господствовать. Третью точку зрения отстаивают марксистские теоретики, доказывая, что существует либо явный капиталистический правящий класс, либо, значительно чаще, более рассеянная структурная власть, рассматриваемая как результат общей назначаемой власти капитализма, поддержанной контролем над тем, что Алътюссер называет идеологическим государственным аппаратом или еще более рассеянной гегемонией.
ФЕМИНИЗМ весьма эффективно использовал четыре определения власти. "Трансформационная способность" людей расценивается не в качестве нейтрального процесса, а в качестве очевидно гендерированного. Исследования социальных отношений и структур показали постоянные образцы неравенства, основанного на подчинении женщин мужчинам. Радикальные феминистки считают, что ПАТРИАРХАТ — более плодотворная ПАРАДИГМА для анализа власти в рамках социальных структур, чем класс, СТАТУС или чисто политические формирования, а материалистические феминистки настаивают на включении особого положения женщин в рамки исследований класса в капиталистических обществах.
Очевидность во всех таких дебатах состоит в том, что в осмыслении и изучении власти возникают проблемы, которые нелегко решить. Настолько нелегко, что возникли сомнения (например, у Лукса, 1974) относительно того, не является ли "власть" по существу оспариваемым понятием, под которым Лукс понимает, что окружающие его ценностные проблемы никогда не могут быть решены с эмпирической точки зрения или действительно удовлетворительным образом. В позиции Лукса есть сходство с позицией Макса Вебера.
Конечно, оба представления излишне ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫ. Сложности и оспариваемый характер понятия "власть" можно признать. Но социологическое изучение стало бы более полезным не столько отбором явно трудных понятий, обладающих особым статусом, сколько просто признанием того, каким образом многие из них имеют тенденцию нести ценностные нагрузки, оставляя открытым вопрос о том, делает ли это их неразрешимо оспариваемыми. Это ближе к точке зрения Галли (1955), создателя понятия "оспариваемые понятия".
Лукс также осторожен в поддержке какого-либо понятия структурной власти. Ее совпадение с понятиями воли и структуры подсказывает, что отстраненность Лукса от "структурной власти" также огульна. Хотя имеются проблемы в их отдельном использовании, недавно было поддержано их парное сочетание, чтобы иметь большую перспективу решения проблем, возникающих от раздельного применения любого из них.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Форма социальных отношений, характеризующая способность влиять на характер и направление деятельности людей, индивидов и социальных групп, посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций и насилия (Власть экономическая, политическая, государственная, семейная и другие). Власть характеризуется прежде всего отношениями руководства и подчинения, то есть означает возможность навязать свою волю, несмотря на несогласие индивида или группы. Наиболее важным видом Власть является политическая Власть, то есть реальная способность индивида или группы проводить свою волю, определяемую в конечном счете объективными потребностями и интересами. Главный средствами ее осуществления являются правовые нормы, административные акты. Среди различных видов Власти выделяется государственная Власть, которая доминирует в обществе, является основным объектом в политической борьбе. Государственная Власть может добиваться своих целей разными средствами — экономическим стимулированием, налогами, идеологическим воздействием и другие способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата. Система Власти основана на отношениях субординации, то есть многоуровневого подчинения, иерархии. Современная динамика политических процессов в различных обществах связана с бюрократизацией Власти, которая выступает как подчинение людей безличным правилам с целью приспособления их к заданным функциям и отношениям и предполагает наличие санкций за отклонение от предписанного поведения. Власть рассматривается и в других аспектах — как Власть индивида (отец в семье), группы (хунта, партийная элита в однопартийной системе), а также фракций и групп интересов в парламентской системе. Власть может быть также формальной и неформальной. Усиление Власти зависит от авторитета обладающих ею людей, их профессиональных знаний, социального происхождения, принадлежности к той или иной партии, классу, сословию. В определенном смысле Власть основывается на владении определенными ценностями и благами, их распределении. Власть также зависит от силы воли властителя. Воля к Власти во многом определяет поведение людей, некоторые вслед за Ницше считают ее высшей ценностью или даже смыслом жизни. Хотя Власть иногда и является злом, но без нее общество не может существовать. Различные виды Власти (экономическая, политическая, духовная) тесно связаны друг с другом и образуют сложную структуру, а политика, по словам Макиавелли, — это техника захвата Власти. Власть — это инструмент, а особый институциональный вид Власти называется господством. Власть может осуществляться мирными и насильственными методами. Прогресс Власти заключается в уменьшении роли насилия и усилении демократичности политического режима. Демократическая Власть основана на идее самоуправления народа и ответственности народных избранников за свои действия. Законная Власть должна быть основана на согласии управляемых.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с ВЛАСТЬ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о ВЛАСТЬ