Социология в Украине

РИТУАЛ (ritual)

1. Формальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, не являющаяся светской и выражающая священное и религиозное значениеё. В этом значении термин используется как в антропологии, так и в социологии религии. 2. "Физическая деятельность по отношению к СИМВОЛАМ" (Боукок, 1974). 3. Ежедневная ПРАКТИКА, характеризующаяся рутинной природой и своим значением для мирской социальной интеракции. Этот термин употреблял Гофман (1972) для обозначения рутинных действий повседневной жизни.
Поэтому ритуальные действия можно расценить как явление, присущее и священной и светской сферам общественной жизни. В обоих случаях именно символическое качество является определяющей характеристикой.
Можно провести РАЗЛИЧИЕ между ритуальным (ритуалистичным) ПОВЕДЕНИЕМ и ритуальной деятельностью. Ритуальное поведение лишено смысла, жесткое и СТЕРЕОТИПИЧНОЕ. Этологи применяют данное ПОНЯТИЕ к обычным и повторяющимся действиям животных по охране своей территории. Напротив, ритуальная деятельность наполнена отдельными социальными значениями, которые в культурном отношении передаются через обычаи и традиции. Ритуальные события — отдельные и церемониальные социальные ситуации, не обязательно, но зачастую жесткие и повторяющиеся, функционирующие как консервирующая и связующая сила внутри общества. Правда, Ритуалы могут быть и средствами выражения социального, политического или культурного сопротивления (см. Холл и Джефферсон, 1976).
Хотя ритуальную деятельность принято изучать в рамках подходов социологии религии, она присутствует и в светском обществе. Боукок утверждал, что "категория ритуальной деятельности в социологи не является четко установленной", но предложил расширить термин на гражданские, эстетические и политические аспекты социальной жизни, а также ритуалы, связанные с жизненным циклом. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ не обязательно ведет к снижению ритуальной деятельности, которая есть в сценических видах искусства (например, в пантомиме и танце) и в гражданских церемониях (в частности, государственные похороны).
Ритуалы жизненного цикла продолжают иметь значение и для простых, и для сложных обществ. Рост и СТАРЕНИЕ людей — это особенность, присущая всякому человеческому обществу и, следовательно, требующая социального контроля и регулирования, поэтому биологические изменения становятся социально значимыми и существенными. Ритуалы жизненного цикла применяются как для того, чтобы включить новорожденного в группу, так и для того, чтобы подтвердить продолжение существования группы в случае смерти одного из её членов. Ван Геннеп (1909) предположил, что обряды перехода отмечают и биологические изменения, и изменения в социальном положении. Они обладают простой структурой, включающей:
(а) ОТДЕЛЕНИЕ индивидуума от старого порядка или прежних социальных условий;
(б) маргинальную или переходную стадию, которая является священной;
(в) заключительную стадию, на которой индивидуум входит в новый СОЦИАЛЬНЫЙ порядок или СТАТУС.
Ритуальная деятельность, по-видимому, присутствует во всех сферах общественной жизни. Благодаря ей и Индивидуумы, и ГРУППА решают проблемы, возникающие в священных и в светских аспектах общественной жизни.


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Словарные статьи, связанные с РИТУАЛ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о РИТУАЛ