Социология в Украине

БУДДИЗМ (Buddhism)

Дальневосточная этическая РЕЛИГИЯ, происходящая от учения Будды, "просветителя", представителя индусской знати в Непале в VI в. до н.э. Впоследствии буддизм получил широкое распространение и принял несколько форм. Путем к спасению, согласно Будде, являются самоотречение, самодисциплина и медитация с целью вырваться из бесконечного цикла перевоплощения, которое происходит в противном случае, а конечной целью — нирвана или полное духовное совершенство. В таком качестве ориентация буддизма часто была, по выражению Вебера, "иномирской". В то же ВРЕМЯ буддизм был и политической религией, как в ламаизме или некоторых движениях протеста в странах "третьего мира".


Источник - "Большой толковый социологический словарь (Collins). В двух томах."

Религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшего просветления» — нирваны. Зародился в Индии в 6—5 вв. до нашей эры как одно из множества еретических по отношению к брахманизму учений этического плана, в 3 в. до нашей эры провозглашается официальной религией. В настоящее время распространен в Шри-Ланке, Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибете (в форме ламаизма) и другие странах. Буддизм исповедуют около 500 миллионов человек. Основатель Буддизма Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным), в период образования крупных государств выразил протест против брахманской религии, освящаемых ею кастовых различий, сложных обрядов поклонения богам и жертвоприношений. Он искал освобождение от страданий в нравственном усовершенствовании, которое достигалось путем ухода от жизни, погружением в нирвану. Будда отверг существование бога-отца, отрицал религию Вед, но он (с некоторыми изменениями) принял их учение о круге рождений (сансаре) и о воздаянии (карме). Вначале идеи Буддизма передавались в форме притч, сказаний и тому подобного. В 3—1 вв. до нашей эры идея Будды о спасении получила философскую трактовку в учении о мире и человеческой личности как потоке сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм. Путь спасения, по этому учению, заключается в подавлении «беспокойства» дхарм. В первых веках нашей эры буддийская религия принимает совершенно иной характер. Место простого почитания памяти учителя занимает культ обожествленного Будды. Спасение человека ставится в зависимость от милости божества, которую можно снискать повторением священных сутр. Новая религия получила название махаяны («большая колесница»), в отличие от традиционного, идущего от Будды направления — хинаяны («малая колесница»). В противоположность хинаянистским философам, которые считали материальные и психические дхармы реальными, махаянистские философы доказывают нереальность дхарм, нереальность всего мира. Учение о нереальности дхарм, или о шуньяте (пустоте), было логически обосновано Нагарджуной (2 в.). От других махаянистских сутр трактаты Нагарджуны отличались логической доказательностью и последовательностью. Рационализм Нагарджуны стал исходным пунктом развития буддийской логики, представителями которой были Дигнага и Дхармакирти (5—7 вв.). Учение Нагарджуны о нереальности понятийного мышления и об абсолютном интуитивном знании стало основой позднейших идеалистических школ (мадхьямика, виджнянавада), тантрического Буддизма и даже дзэн-буддизма. Современные сторонники Буддизма подчеркивают его «рационалистический» характер, называют его «религией без Бога». Философия Буддизма (буддийская философия) классифицируется по принадлежности к различным направлениям хинаяны и махаяны. К хинаяне относятся философские школы вайбхашиков и саутрантиков. Их последователи верят в реальное существование того, что воспринимается органами чувств. В основе всех явлений прошлого, настоящего и будущего лежит первичная и низменная субстанция, состоящая из пяти сканд, или элементов, которые могут принимать различные временные формы. Большое значение придается проблеме познания, признаются два источника познания — восприятие и вывод. Примыкающие к махаяне последователи школы йогачаров считают все свойства внешнего мира порождением разума. Все знания человека не истинны, а являются плодом воображения, или майя. Мир явлений со своей видимостью существования — порождение разума, которому свойственна внутренняя тенденция, направленная на создание воображаемой кажимости существования объектов. Даже если объект и существует, то человек познает его посредством идей о нем. Последователи мистико-идеалистического направления шуньявада (от санскр. «шунья» — пустота) не отрицают существование внешнего мира и не принимают его (поэтому и путь называется срединным). Действительность, с их точки зрения, относительна, все реально в определенных пределах; основное — учение о дхармах, или составных частях сознания, любой предмет, вещь, явление представляет поток дхарм, следующих одна за другой в непрерывной последовательности. И человек, и любой предмет представляют собой набор дхарм. Все дхармы мгновенны и, в свою очередь, зависят от чего-то. «Закон зависимого происхождения» — сердцевина буддийской философии. Согласно ему, ничего не существует само по себе, все зависит от чего- нибудь; все существующее в мире временно. Основная идея этой махаянистской школы Буддизма — обоснование тождества существования и несуществования, нереальности существования реального мира.


Источник - "Философский словарь", И.Т. Фролов

Словарные статьи, связанные с БУДДИЗМ

Кто из ученых занимался данным вопросом

Книги, в которых есть упоминания о БУДДИЗМ