Социология в Украине

Луначарский Анатолий Васильевич (11.11.1875, Полтава - 26.12.1933, Ментона)

Луначарский Анатолий Васильевич (11.11.1875, Полтава - 26.12.1933, Ментона)Луначарский Анатолий Васильевич (11.11.1875, Полтава - 26.12.1933, Ментона) - деятель большевистской партии и советского государства, публицист, философ, историк и теоретик культуры. Образование получил в Первой Киевской гимназии (1887-95) и Цюрих. УНИВЕРСИТЕТЕ (1895-98), где посещал, в частности, философский и биопсихологический семинар Р. Авенариуса; в конце 90-х гг. сблизился с группой "Освобождение труда"; один из пяти членов "литературной группы БОЛЬШЕВИКОВ", соредактор газет "Вперед" и "Пролетарий". В 1909 примкнул к группе "Вперед" (А.А. БОГДАНОВ и др.) и оказался вне партии большевиков; в мае 1917 вошел в Петербург, группу "межрайонцев" (Л. ТРОЦКИЙ, В. Володарский, М. Мануильский, М. Урицкий и др.), вместе с которыми вновь был принят в большевистскую партию и стал активным участником Октябрьской революции; в 1917-29 - нарком просвещения, в 1929-33 - председатель ученого комитета при ЦИК СССР.
Культурологическая концепция Луначарского сформировалась еще в дооктябрьский период, когда он присоединился к группе Богданова, выдвинувшего, в числе прочего, идею "пролетарской культуры". В развернувшейся в 1913 в социал-демократической печати дискуссии по проблемам культуры Луначарский занял промежуточную, "центристскую" (между сторонниками и противниками идеи "пролетарской культуры") позицию, сохранив ее в общем до конца жизни.
Основные положения культурологической концепции Луначарского дооктябрьского периода: культура - ПОНЯТИЕ, противопоставляемое природе; это - все продукты человеческого труда; основа развития культуры - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ между человеком и природой; классовость - принцип культуры, кроме первобытной и будущей социалистической; национальная основа культуры, возможно, останется навсегда, но человечество неудержимо идет по пути интернационализации культуры; интернационализм не предполагает уничтожения национальных мотивов в общечеловеческой симфонии, а лишь их гармонию; единые особые, внутренне связанные культуры вырастают на почве интереса общественных групп, но эволюция культуры к ее вершинам заключается в формировании творческих личностей; господствующие КЛАССЫ накладывают на культуру особый отпечаток, культура диктуется правящим классом, хотя не он непосредственно ее создает; материальная - созидается трудовыми классами, а тонкие формы духовной культуры - интеллигенцией; угнетенные классы до некоторой степени приобщены к господствующей культуре, но уже при капитализме рабочий класс начинает ковать свою культуру в теоретической (марксизм), политической и экономической областях, в формах борьбы и организации, в формах быта; возникает также пролетарское социал-демократическое искусство в том же смысле, как искусство христианское, буддийское или эллино-греческое; культура угнетенных классов - это бедная, классовая, резко обособленная культура; классовая, пролетарская культура - органическая метаморфоза общечеловеческой культуры; ИСТОРИЯ истинно человеческой, внеклассовой победоносной, светлой культуры начнется только с победы СОЦИАЛИЗМА. Эти общие положения культурологической концепции Луначарский вырабатывал и совершенствовал в своих многочисленных литературоведческих, литературно-критических, социально-политических и философских статьях.
В 20-е гг. у Луначарского во взглядах на культуру появились новые акценты: его высказывания о "Бесчеловечности" культуры вызвали критику сторонников чисто классовой культуры - и он стал отстаивать мысль об относительности "общечеловеческого" в культуре; ужесточилась критика современной буржуазной культуры как культуры якобы "изживающей себя"; умножились филиппики против "упаднического", "глупого", "развратного", "буржуазного искусства", "чесавшего пятки буржуазии"; буржуазный строй представлялся как строй варварский и менее культурный, чем, скажем, античный.
Луначарский доказывал, что все великое в нынешней культуре - антибуржуазно, что из наследия капитализма нельзя воспользоваться даже малой долей; настаивал на необходимости "лабораторного строительства" особой, самостоятельной, абсолютно пролетарской культуры, подчеркивал нетождественность пролетарской и социалистической культуры, которая в переходный период только зарождается и будет достраиваться новыми поколениями. В программу строительства новой культуры Луначарского входило также создание крестьянской литературы.
Луначарский высказал немало жестких слов в адрес некультурности, отсталости, азиатского варварства послеоктябрьской России. культурное отставание советской России от Западной Европы не абсолютно, по ТИПУ культуры она стоит выше Европы, последняя находится впереди формально, лишь в некоторых отношениях. Но вплоть до кон. 20-х гг. Луначарский призывал европеизировать советскую Россию, изучать достоинства и недостатки западной культуры, учиться у нее в сфере народного образования, сельского хозяйства, индустрии, в научной работе. Новые акценты в культурологии Луначарского появились в связи с дискуссиями в советской России и рус. зарубежье 20-х гг. об евразийстве. Заявив о себе как о противнике современных "европофобов" и "азиатофилов", Луначарский вместе с тем призывал оценить культурные возможности Азии, ее возможное благотворное влияние на общеевропейскую культуру.
В явное ПРОТИВОРЕЧИЕ с идеей "боевой", "чисто классовой" пролетарской культуры "переходного периода" вступила во вт. пол. 20-х гг. мысль Луначарского о необходимости перехода от аскетической культуры эпохи "военного КОММУНИЗМА" с ее нищетой, с серыми, неуютными, неиндивидуальными вещами, с презрением к жизненному комфорту, к культурной жизни более удобной, содержательной, целесообразной, здоровой, гуманной, с разумным и обновленным бытом, к жизни, где есть место развлечению как культурной потребности.
Среди важных проблем теории культуры и искусства, разрабатывавшихся Луначарским, - СОЦИОЛОГИЯ культуры и искусства (искусство как одно из проявлений обществ, жизни; уровень искусства и социально-экономический порядок); искусство как ИДЕОЛОГИЯ, границы классового принципа в культуре; искусство идеологическое и искусство "орнаментальное", развлекательное; эмоциональные, чувственные аспекты искусства; коллективное творчество и индивидуальный талант, ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ в литературе и искусстве и др. Не отрицая некоторых достижений в поисках новых форм в "декадентском", "упадническом" театре, его роли в театральном возрождении, Л. тем не менее осуждал теорию и практику "декадентского" театра от Метерлинка до Мейерхольда, связывая возрождение реалистического театра главным образом с классической традицией и "натурализмом" Станиславского. Ему казалось, что современный европейский театр находится в упадке, омертвел, превратился в коммерческое предприятие и в пустое развлечение, и утверждал, что в области театрального искусства советская Россия может больше дать Европе, чем взять у нее. Если еще в сер. 20-х гг. Л. акцентировал "мирно-организационный характер" деятельности в сфере культуры, то на рубеже 20-30-х гг. он оказался в плену сталинской концепции обострения классовой борьбы, ратуя за ее усиление ("желательно без ненависти", "без гнева и злобы"), поддерживая сталинскую утопическую версию возможности полной победы СОЦИАЛИЗМА в одной стране, метал филиппики в "прямых организационных врагов" в лице "попов", "лжепрофессоров", "лжеученых", "лживых", "продажных журналистов и писателей", критиковал, в частности, Р. Роллана, осуждавшего террор ГПУ и призывавшего к терпимости и гуманности; Луначарский утверждал, что необходимо пролитие крови, чтобы купить право человечества на осуществление подлинно разумной жизни на земле и т.д. И собственно в культурологии у Луначарского зазвучали "металлические" ультралевацкие нотки: "Театр искусства есть театр военных действий, есть тоже АРЕНА классовой борьбы"; художественная литература - политическое оружие и т.д.
Луначарский поддержал лозунг "одемьянивания" литературы, поскольку Д. Бедный олицетворял три черты пролетарской литературы: партийность, массовость и художественность. Свои прежние мысли об "упадочничестве" современного буржуазного театра Луначарский увязал со ставшей особенно модной темой "гниения современной буржуазной культуры". Но тем не менее Луначарский сумел удержаться на срединной, "центристской" позиции при всех "уклонах" левацкого, полупролеткультовского, сектантского толка и реверансах сталинизму. Он углубил свои обобщения в области культурологии, свидетельством чему стало новое для него ПОНЯТИЕ отдельной дисциплины "культуроведение", марксистская разработка которого находилась, по его мнению, еще "на первых ступенях работы". В число новых культуроведческих обобщений Луначарского вошел сравнительный анализ плехановской и ленинской концепций культуры в рамках общего марксистского учения о культуре; с позиций материалистического понимания истории Луначарский конкретизировал идею "эпох", "критических моментов" в истории человеческой культуры (античность, Возрождение и др.), выделив в рамках таких общих культурных феноменов более частные "культурные структуры" отд. веков, например, "культурной структуры Англии эпохи Елизаветы и Иакова Первого".
Плодотворной стала мысль Луначарского, что в ту или иную культурно-историческую эпоху доминирует определенный вид искусства (пластика в античности, живопись в эпоху Возрождения, музыка в 18-нач. 19 в. и т.д.), мысль о своеобразных "классических канонах" в литературе и др. искусствах в определенной исторической эпохе и путях смены этих канонических форм. Остался верен Луначарский тезису: "Поменьше преждевременных правил, побольше свободного творчества".
В последние годы жизни Луначарского былая интернациональная ПОЛИТИКА большевистской партии в области культуры встала на путь перерождения в сталинистскую "национал-большевистскую" политику. культурологическая концепция Луначарского далеко не вписывалась в такую тенденцию: оставаясь противником простого, "мертвенного" воспроизведения европеизма, рабского подражания Западу, создания смеси цивилизации с "татарщиной", французского с нижегородским, поиска самобытности в "исконной азиатчине", Луначарский мечтал, чтобы русская культура не открещивалась от Европы, сделалась особой гранью общеевропейской культуры.

Словарные статьи, связанные с Луначарский

Произведения Луначарский в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Луначарский