Социология в Украине

Луман Никлас (Niklas Luhmann; 08.12.1927, Люнебург – 06.11.1998, Эрлингхаузен)

Луман Никлас (Niklas Luhmann; 08.12.1927, Люнебург – 06.11.1998, Эрлингхаузен)Луман Никлас (Niklas Luhmann; 08.12.1927, Люнебург – 06.11.1998, Эрлингхаузен) - немецкий социолог-теоретик, ведущий представитель системного и функционального подхода в социологии; ординарный профессор общей социологии и социологии права в Билефельдском УНИВЕРСИТЕТЕ (с 1968). Испытал влияние и ассимилировал существенные аспекты концепций ПАРСОНСА, ГЕЛЕНА, феноменологии и кибернетики.
Начиная с первых методологических работ, содержащих программу "радикализованного ФУНКЦИОНАЛИЗМА", Луман решительно борется с элементами любого РОДА телеологии и "онтологической метафизики" в социологии. Для Лумана нет ни самодостаточного бытия, ни самоценного смысла. Все может быть иначе ("контингентно"). Т. обр., нет традиционной расшифровки функциональности как "полезности", "целесообразности" и т. п. ФУНКЦИЯ оказывается "регулятивной смысловой схемой" сравнения контингентного и поиска функциональных эквивалентов. Область сопоставления указывает системная ТЕОРИЯ. В центр исследования Луман ставит ОТНОШЕНИЕ "система - окружающий мир", где функционально эквивалентные способы решения возникающих проблем получают общую точку отсчета. СИСТЕМА отграничена от окружающего мира как область меньшей "комплексности" от области большей "комплексности". "Комплексность" - не онтологическое свойство, а соотносительная характеристика системы и окружающего мира, зависящая от кол-ва элементов, возможных между ними связей, состояний, совместимых с определенной структурой, избирательности в соотнесении и др. Решение проблемы комплексности называется редукцией.
По Луману, редукция комплексности в психических и социальных системах носит смысловой характер. Предмет социологии - социальные системы. Смысловой выбор характеризуется тем, что за избранным всегда как бы просвечивает неизбранное, определенность достигается через отличенность от иного. Смысл имеет три измерения: предметное, временное и социальное. Самотождественность предмета - в отличии от др. предметов. Самотождественность настоящего - в различении горизонтов прошлого и будущего. Смысл социальности (и социальность смысла) - в непременной импликации "другого Я" при любом индивидуальном смыслополагании. Взаимодифференциация трех измерений - один из результатов эволюции. Простейшие социальные системы - "интеракции" - образуются через взаимосогласование (а не благодаря общим культурным НОРМАМ, как считал Парсонс) действий и переживаний присутствующих участников общения. Принципиально иной ТИП социальной системы - ОБЩЕСТВО, охватывающее все действия, достижимые для соотнесения друг с другом в коммуникации. ДЕЙСТВИЕ (понимаемое как "событие" в системе) есть подлинный элемент социальной системы, оно производится и воспроизводится в ней в соотнесении (коммуникации) с другими действиями-событиями.
Человек как целостная ЛИЧНОСТЬ не входит ни в одну систему, а является составляющей окружающего мира, комплексность которого представляет проблему для системы. Это становится особенно очевидно при эволюции и дифференциации социальных систем, удалении от непосредственного межличностного общения и автономизации крупных систем при нарастающей абстрактности общества как такового. В прошлом приоритет политики позволял обществу самоинтерпретироваться ("тематизировать себя") как ГОСУДАРСТВО. Затем то же произошло с приоритетом экономики. Ныне общество не более, чем предельная возможность повсеместного социального взаимодействия ("мировое общество"). Автономизировавшиеся системы - "политика", "хозяйство", "наука", "религия", "право" - самопроизводятся ("аутопойесис"), их элементы соотнесены исключительно друг с другом ("самореференция"), что делает их непрозрачными друг для друга и осложняет взаимосогласование и совместное оперирование ("взаимопроникновение"). Но точно так же как любой элемент становится элементом лишь в самосоотнесении и самоотличении от иного, так и самотождественность системы обеспечивается через самосоотнесение с иным ("рефлексия"). Для этого разрабатываются специальные "рефлексивные механизмы", "органы рефлексии" и т. п., одновременно повышающие чувствительность системы к окружающему миру и неспособность воспринимать его помимо специфических системных критериев. Поэтому внутрисистемное общение гарантировано "символически обобщенными средствами коммуникации" ("власть" в политике, "истина" в науке, "вера" в религии "любовь" в семье), а межсистемное`- затруднено.
Описанное состояние современного общества Луман рассматривает как ненеобходимый результат ненеобходимо протекающей эволюции. Механизмы эволюции ("изменчивость", "отбор", "стабилизация") и ее основные этапы (переход общества от "сегментарной" дифференциации к "стратификации", а затем - к "функциональной" дифференциации) описаны в более традиционном ключе, чем все остальное. В целом системно-социологический словарь Луман все более широко используется в западно-германской социологии, признанным лидером которой он является наряду с ХАБЕРМАСОМ уже более 10 лет.

Словарные статьи, связанные с Луман

Нет ничего в словаре.

Произведения Луман в нашей библиотеке

Книги, в которых есть упоминания о Луман