Социология в Украине

Локк Джон (John Locke; 29.08.1632, Рингтон - 28.10.1704, Эссекс)

Локк Джон (John Locke; 29.08.1632, Рингтон - 28.10.1704, Эссекс)Локк Джон (John Locke; 29.08.1632, Рингтон - 28.10.1704, Эссекс) - английский философ-просветитель, основоположник социально-политической доктрины Либерализма. В основе социальной философии Локка лежат идеи «естественного права» и «общественного договора», согласовывающиеся с его теорией познания (отрицание врожденных идей, постулирование опытной природы знания).
Политическая ТЕОРИЯ Локка, изложенная в «Двух трактатах о государственном правлении», направлена против патриархального АБСОЛЮТИЗМА и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. В естественном состоянии люди свободны и равны между собой и перед Богом. Здесь свобода - это не Анархия, а «естественное право» следовать законам природы, данным Богом. Исполнительная ВЛАСТЬ естественного закона воплощена в каждом индивиде, который подчиняется разумным соображениям о самосохранении.
Следование разумным естественным законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Это согласие - основа «обществ, договора», по которому законодательная, исполнительная и «федеративная» власть передается правительству и осуществляется раздельно. Основной целью правительства является защита естественного ПРАВА ГРАЖДАН на жизнь, свободу и СОБСТВЕННОСТЬ. Для перехода из естественного состояния к общественному ключевое значение имеет собственность. Каждый человек является собственником прежде всего своей жизни, а следовательно, и собственником средств жизнеобеспечения, основным из которых является его труд. Человек имеет право и на то, «что он смешивает со своим трудом», т. е. право на собственность, которая принадлежит ему законно, если изъята из общего достояния без ущерба для др.
К возможности такого изъятия в действительности Локк, однако, относился скептически. ОТНОШЕНИЕ каждого человека к государству и правительству, которым - в отличие от гоббсовского «общественного договора», устанавливающего суверенную власть правителя,- передается лишь часть всех его прав, определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед ГОСУДАРСТВОМ, охраняющим эту собственность. Несоблюдение правительством правил «общественного договора» (главным образом неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и дает право подданным на сопротивление.
Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Локк считал конституционную, парламентскую монархию (современные ему реформы В. Оранского) наиболее оптимальной формой такого баланса и отрицал абсолютный (врожденный, божественный) политический приоритет королевской власти. Всеобщий закон нравственности, по Локку, должен иметь основание, причем не во врожденных идеях и не в ограниченном человеческом РАЗУМЕ, но в Божественном откровении. Представление о Боге, по его мнению, человек получает, лишь исследуя его творения с помощью разума.
Такое представление у каждого глубоко индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить в действительности единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость - одно из условий «общественного договора» и законного правления. Приверженность тем или иным НОРМАМ морали и их прочность зависит скорее от привычки. Сочетание ЭМПИРИЗМА с деизмом у Локка осуществляется на основе скептицизма. Скептический провиденциализм у Локка подчеркивает РОЛЬ случайности в человеческом понимании и оценке действительности, уникальность индивидуального мировоззрения и объясняет развитие и изменчивость моральных представлений, зависящих во многом от индивидуального опыта, деятельности и ее результата - пользы. Польза есть конечная цель всякой деятельности; труд ради труда есть нечто неестественное. Свобода воли, по Локку,- это следование нравственности, критерием которой выступает разум.
Философские и социально-политические идеи Локка имели значительное влияние на развитие сенсуализма французских материалистов, субъективного ИДЕАЛИЗМА Беркли, скептицизма Юма. Этические и политические взгляды Локка были во многом восприняты Дж. Толандом, МОНТЕСКЬЕ, отразились в политических декларациях американской и французской буржуазной революций.

Словарные статьи, связанные с Локк

Произведения Локк в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Локк