Социология в Украине
Качественное и современное протезирование ногтей в Киеве.

Лиотар Жан-Франсуа (Jean-Francois Lyotard; 10.08.1924, Версаль - 21.04.1998, Париж)

Лиотар Жан-Франсуа (Jean-Francois Lyotard; 10.08.1924, Версаль - 21.04.1998, Париж)Лиотар Жан-Франсуа (Jean-Francois Lyotard; 10.08.1924, Версаль - 21.04.1998, Париж) - французский эстетик-постфрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге "Постмодернистская ситуация. Доклад о знании" (1979) он выдвинул гипотезу об изменении СТАТУСА познания в контексте постмодернистской культуры и постиндустриального общества.
Научный, философский, эстетический, художественный постмодернизм он связывает с неверием в метаповествование, кризисом метафизики и универсализма. Темы энтропии, разногласия, ПЛЮРАЛИЗМА, ПРАГМАТИЗМА языковой игры вытеснили "великие рассказы" о диалектике, просвещении, антропологии, герменевтике, структурализме, истине, свободе, справедливости и т.д., основанные на духовном единстве говорящих. ПРОГРЕСС современной науки превратил цель, функции, героев классический и модернистской философии истории в языковые элементы, прагматические ЦЕННОСТИ антииерархичной, дробной, терпимой постмодернистской культуры с ее утонченной чувствительностью к дифференциации, несоизмеримости, гетерогенности объектов.
Введение эстетического критерия ОЦЕНКИ постнеклассического знания побудило концентрировать внимание на ряде новых для философии науки тем: проблемное поле - ЛЕГИТИМАЦИЯ знания в информатизированном обществе, метод - языковые игры; природа социальных связей - современные альтернативы и постмодернистские перспективы; прагматизм научного знания и его повествовательные функции. Научное знание рассматривается как своего РОДА речь - предмет исследования лингвистики, теории коммуникации, кибернетики, машинного ПЕРЕВОДА. Специфика постмодернистской ситуации заключается в отсутствии и универсального повествовательного МЕТАЯЗЫКА, и традиционной легитимации знания.
В современных условиях, когда точки роста нового знания возникают на стыках наук, любые формы регламентации отторгаются. Особенно бурно этот процесс идет в эстетике. Постмодернистская ЭСТЕТИКА отличается многообразием правил языковых игр, их экспериментальностью, машинностью, антидидактичностью: корень превращается в корневище, нить - в ткань, искусство - в лабиринт. Кроме того, правила эстетических игр меняются под воздействием компьютерной техники.
Постмодернистский этап развитии искусства Лиотар определяет как эру воображения и экспериментов, ВРЕМЯ сатиры. Эстетическое наслаждение отличается бесполезностью: спичкой можно зажечь огонь без всякой цели, чтобы им полюбоваться. Тогда произойдет разрушение энергии, ее потеря. Так и художник, творящий видимость, напрасно сжигает вложенную в нее эротическую силу. Солидаризируясь с АДОРНО и Джойсом, Лиотар провозглашает единственно великим искусством пиротехнику, "бесполезное сжигание энергии радости". Подобно пиротехнике, кино и живопись производят настоящие, т.е. бесполезные видимости - результаты беспорядочных пульсации, чья главная характеристика - интенсивность наслаждения.
Если в архаичном и восточном обществах неизобразительное абстрактное искусство (песни, танцы, татуировка) не препятствовало истечению либидозной энергии, то беды современной культуры порождены отсутствием КОДА либидо, торможением либидозных пульсаций. Цель современного художественного и научного творчества - разрушение внешних и внутренних границ в искусстве и науке, свидетельствующие о высвобождении либидо.
В книге "О пульсационных механизмах" (1980) Лиотар определяет искусство как универсальный трансформатор либидозной энергии, подчиняющийся единственному общему правилу - интенсивности воздействия либидозных потоков. Ядром его "аффирмативной либидозной экономической эстетики" является бьющая через край МЕТАФИЗИКА желаний и пульсации, побуждающая исследовать функционирование пульсационных механизмов применительно к литературе, живописи, музыке, театру, кино и другим видам искусства.
Критикуя ФРЕЙДА за приверженность к изобразительности, удовлетворяющей сексуальные влечения путем символического замещения, он видит задачу постмодернистского искусства в методическом раскрытии логики функционирования либидозных механизмов, логики их системы. Для этой системы характерны мутации бесхозных желаний. Искусство для Лиотара - превращение энергии в другие формы, но механизмы такого превращения не являются социальными либо психическими. Так, в живописи либидо подключается к цвету, образуя механизм трансформации своей энергии путем покрывания холста краской, ногтей - лаком, губ - помадой и т.д. Если подключить либидо к языку, произойдет превращение либидозной энергии в аффекты, душевные и телесные движения, порождающие в свою очередь войны, БУНТЫ и т. п.
Свой подход Лиотар называет прикладным ПСИХОАНАЛИЗОМ искусства. Его применение к постмодернистской живописи приводит к заключению о приоритете беспорядка, свидетельствующем о том, что живописец стремится заменить недосягаемую природу, непостижимую действительность преображенными объектами своего желания. Современный театр видится Лиотару застывшим созвездием либидозных аффектов, слепком их мощи и интенсивности. Театр должен извлекать высочайшую энергию из пульсационных потоков, изливая ее в зал, закулисы, вне театрального здания. Подобное извержение трансформированной либидозной энергии должно привести к рождению энергетического театра, первые намеки которого Лиотар усматривает в опытах театр, постмодернизма. А кино будущего, по его мнению, располагается на двух полюсах кино, понятого как графика движений в сферах неподвижности и подвижности. Наиболее перспективна для киноискусства неподвижность, т.к. гнев, ярость, изумление, ненависть, наслаждение, любая интенсивность - это движение на месте. Идеальным подобием интенсивнейшего фантазма является живая картина. Последняя, отождествляемая с эротич. объектом, пребывает в покое, субъект же - зритель - перевозбужден, но его наслаждение бесплодно, либидозный потенциал сгорает зря, происходит "пиротехнический" эстетический эффект.
Лиотар считает постмодернизм частью модернизма, спрятанной в нем (Постмодернизм для детей, 1986). В условиях кризиса ГУМАНИЗМА и традиционных эстетических ценностей (прекрасного, возвышенного, совершенного, гениального, идеального), переживаемого модернизмом, необратимого разрушения внешнего и внутреннего мира в абсурдизме (дезинтеграция персонажа и его окружения в прозе Джойса, Кафки, пьесах Пиранделло, живописи Эрнста, музыке Шёнберга), чьим героем стал человек без свойств, мобильная постмодернистская часть вышла на первый план и обновила модернизм плюрализмом форм и технических приемов, сближением с массовой культурой.

Словарные статьи, связанные с Лиотар

Нет ничего в словаре.

Произведения Лиотар в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Лиотар