Социология в Украине

Кистяковский Богдан (Федор) Александрович (04.11.1868, Киев - 16.04.1920, Екатеринодар)

Кистяковский Богдан (Федор) Александрович (04.11.1868, Киев - 16.04.1920, Екатеринодар)Кистяковский Богдан (Федор) Александрович (04.11.1868, Киев - 16.04.1920, Екатеринодар) - философ, социолог и правовед. Учился на историко-филологическом факультете Киевского УНИВЕРСИТЕТА, откуда был исключен. В 1895 поступил на философский факультет Берлинского университета, где занимался под руководством Зиммеля. В 1898 Кистяковский защитил диссертацию "Общество и индивид". В 1907-10 - редактор журнала "Критичное обозрение". В 1909 - приват-доцент юридического факультета Московского Университета. В 1917 в Харьковском университете защитил докторскую диссертацию, с мая 1917 - профессор юридического факультета Киевского университета. В 1919 избран академиком Украинской Академии Наук.
По своим философским взглядам Кистяковский неокантианец. Его СОЦИОЛОГИЯ - высшее ДОСТИЖЕНИЕ неокантианской социологии в дореволюционной России. Цель социологии, по Кистяковскому, - выработка необходимых понятий: "общество", "личность", "социальное ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ", "толпа", "государство", "право" и т.д. Как теоретическая НАУКА социология призвана объяснить саму идею и способы функционирования "власти" в государстве. Кистяковский приходит к выводу, что идея власти в полном объеме недоступна рациональному познанию и может быть осмыслена в конечном итоге лишь методами художественно-интуитивного познания. Однако для социологии достаточно констатировать, что сама идея власти и связанные с нею понятия господства и подчинения - результат психологического взаимодействия индивидов. Что касается природы власти, ее иррациональных оснований, то исследовать ее - скорее дело художественной литературы, чем социологии. Культура есть вообще механизм создания мифов, свидетельствующий о том, что не все в мире можно рационализировать, поскольку далеко не все рационально. ФУНКЦИЯ культуры поэтому - созидание, а не ПОЗНАНИЕ, как у науки, что совсем не принижает эту последнюю, а только очерчивает ее естественные границы.
Не все можно познать, потому что не все познаваемо. Мифологизировать, напротив, можно все и таким образом хотя бы отчасти сделать явлением культуры и хотя бы отчасти управляемым. Сторонник "методологического ПЛЮРАЛИЗМА", Кистяковский считал, что в обществе одни элементы подчиняются законам причинности, другие - принципам теологии. Обе эти сферы общества иногда функционируют независимо друг от друга, иногда же пересекаются друг с другом, усложняя социальную жизнь. Большую РОЛЬ в "нормальном обществе" играют элементы культуры, которые превращают ВЛАСТЬ и все ее атрибуты в элементы "коллективного духа", т.е. общественного сознания. В противном случае в обществе преобладает правовой нигилизм, чреватый социальными потрясениями. Поэтому же Кистяковский критикует попытки заменить социальные понятия понятиями нравственности (в частности, идею Соловьева о государстве как "организованной жалости"). Высшее научное ДОСТИЖЕНИЕ Кистяковского - книга "Социальные науки и право" (1916), куда в переработанном виде вошли лучшие его статьи, написанные за 20 лет. В последние годы жизни Кистяковский работал над книгой "Право и науки о праве", которую рассматривал как главный свой труд. Книга погибла в результате пожара в типографии в ярославле в 1918 во ВРЕМЯ эсеровского восстания.

Словарные статьи, связанные с Кистяковский

Нет ничего в словаре.

Произведения Кистяковский в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Кистяковский