Социология в Украине

Калер Эрих фон (Erich von Kahler; 14.10.1885, Прага – 28.06.1970, Принстон)

Калер Эрих фон (Erich von Kahler; 14.10.1885, Прага – 28.06.1970, Принстон)Калер Эрих фон (Erich von Kahler; 14.10.1885, Прага – 28.06.1970, Принстон) - немецкий историк, социолог и философ, искусствовед и литературовед, представитель неоромантического направления в современной философии, внесший весомый вклад в развитие культурологии. Отец, Рудольф Калер, промышленник, был возведен императором Францем Иосифом в рыцарское достоинство. Мать - Антуанетта Шварц (ум. 1951), детская писательница. Калер получил образование в УНИВЕРСИТЕТАХ Вены, Мюнхена, Гейдельберга. В 1911 присуждена докторская степень в Венском университете за диссертацию "О праве и морали".
В 1913-33 живет в Германии. Эти годы ознаменованы знакомством и дружбой со С. Георге, М. Вебером и Ф. Гундольфом. В 1933 Калер был внесен нацистами в черные списки, эмигрировал в Чехословакию и получил чешское гражданство. В 1935 переезжает в Швейцарию, а в октябре 1938 эмигрирует в США, где вместе с семьей поселился в Принстоне (Нью-Джерси). В 1941-45 К. читал лекции в Школе социальных исследований (Нью-Йорк), работал в университах Чикаго, Нью-Йорка, Манчестера, Принстона и штата Огайо, а также в ИНСТИТУТЕ высших исследований (Принстон). В послевоенные годы читал лекции в университетах Германии.
Творчество Калера носит поистине энциклопедический характер и охватывает множество различных гуманитарных дисциплин и исторических периодов. Делом, которому Калер посвятил всю жизнь, было изучение человеческой истории и истории человеческого сознания. В своих исторических трудах Калер вырабатывает методику, позволяющую ему достичь некоего "единства", при наличии которого прошлое предвосхищает настоящее, а настоящее угадывается в прошлом; в таком единстве "далекого" и "близкого" ИСТОРИЯ предстает вневременной целостностью, обретает протяженность и обращенность в будущее.
Калер проводит также идею единства знания (при к-ром исчезает деление на "науку" и "искусство") и единства жизненного опыта. Калер усматривает тесную взаимосвязь между человеком (человеческим СОЗНАНИЕМ) и историческим событием. Раскрывая их органическую структуру, Калер впервые заявляет о всеобщей антропологии, науке "о человеке, для человека и посредством человека", - "новой науке" (scienza nuova), по характеристике Г. Броха, основанной на тезисе о самосознании человека, т.е. о его способности (в силу трансцендентной сущности) познавать окружающий мир и самого себя. Согласно Калеру, по мере накопления знаний, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ между человеком и окружающим его миром становится все теснее, происходит сближение форм и объектов сознания, а научная СИСТЕМА все более приближается к достижению изначального (донаучного) видения единства мира. Такова цель, постулируемая Калером, - цель, к которой можно стремиться, но которая едва ли достижима.
Будучи неоромантиком, Калер видел будущее как развитие человеческого духа, вплоть до того момента, когда "единая НАУКА" придет к "человеку как идее". В этой науке будущего исчезнет привычное ныне деление на отдельные области знания. В "новой науке" Калер видит особый вид творчества, в процессе которого исследователь одновременно реализует себя как ученый и как художник, создавая при этом идеальный образ единой картины мира.
В период между Первой и Второй мировыми ВОЙНАМИ появляются первые крупные труды Калера по философии истории: "Династия Габсбургов" (1919) и "Немецкий характер в истории Европы" (1936), а также по эпистемологии: "Человеческое единство" (1919) и "Призвание науки" (1920). Итогом слияния этих двух направлений его творчества была выработка нового взгляда на историю человечества в книге "Мера - человек. Новый подход к истории" (1943). Она стала вехой на пути к реализации плана создания универсальной теории и истории человечества, который Калер обдумывал еще в 20-е гг. В этом сочинении история предстает биографией Человека, исследованием его природы. История для Калера - двоякий континуитет: ВРЕМЯ и развитие человека в его единстве как биологического существа и как носителя духовности. История позволяет проследить, как "дух" развивается во все более совершенную способность человека к познанию и, наконец, становится синонимом целых жизненных сфер (религия, искусство, ФИЛОСОФИЯ, естеств. науки). В книге проводится взгляд на историю как на развитие по расширяющейся спирали, в котором Человек предстает воплощением "духа". В этом развитии Калер различает три фазы. На первой - человек учится разграничивать внешний и внутренний мир, превращается в обладающего душой индивида. В эпоху Возрождения, когда процесс духовной эмансипации достигает полноты и человеческий РАЗУМ обретает свободу, наступает вторая фаза, Новое время, когда трансцендентная сущность человека ведет его, с одной стороны, ко все более верному постижению явлений природы, а с другой - к сознательному формированию человеческого общества. На третьей фазе, в эпоху масс, КОЛЛЕКТИВОВ, идет борьба за обретение человеком места в познанном им универсуме. В дальнейшем выдвижение в центр исследования исторического развития духовного человека, познающего окружающий мир и себя и созидающего новое, станет неотъемлемой особенностью творчества Калера.
Занимающие Калера проблемы человеческого сознания нашли отражение в книге "Башня и бездна" (1957), явившейся дальнейшим развитием тезиса, лежащего в основе книги "Мера - человек". Убежденность Калера в том, что честный ученый должен вносить свою лепту в совершенствование мира людей, придает практическую ориентацию этому его сочинению. Человеческое СОЗНАНИЕ - продукт многовекового развития, но оно хрупко перед лицом технических достижений самого человека. Научно-технические достижения, широко внедряясь в жизнь современного человека, представляют угрозу его существованию как личности. По мнению Калера, противостоять этому безудержному техническому развитию можно только с помощью надличностных форм жизни. Мир людей может погибнуть или найти спасение в зависимости от того, кто одержит победу: коллектив (технически обусловленные группы) или ОБЩЕСТВО (группы людей, объединившиеся во имя людей). Первым шагом к спасению человеческого в человеке должна стать выработка соответствующей современным условиям "динамичной этики", когда совокупность доброго и злого в человеке будет интегрирована в картину мира. Калер выступает против состояния отчуждения в современном обществе, против жизни, выходящей из-под контроля сознания. Человечество на пути развития сознания должно постигать понятия "братства" и "общества", которые могут и должны послужить этической основой совместной жизни самых разных людей.
После 1957, в условиях вселяющего тревогу обесценивания человеческих ценностей в современном мире, Калер вновь начинает поиск выражения и познания смысла истории. В последние годы жизни Калер пытается развить и объединить эпистемологию и философию истории в рамках гипотезы о тотальности познания. Эти усилия нашли воплощение в эссе (так Калер определил жанр этого сочинения) "Смысл истории" (1964). В центральном его разделе ("История истории") в лаконичной форме представлен сложный путь становления исторического сознания в его взаимодействии с исторической действительностью: осмысление исторической действительности приводит к созданию исторических концепций, которые в свою очередь воздействуют на действительность, трансформируя ее, что вызывает потребность нового осмысления и т.д. Этому взаимодействию концептуальности и действительности подчинен смысл истории, доказательством существования которого для Калера является прежде всего своеобразный порядок, последовательность, единство многообразия исторических событий и то, как все это предстает осмысляющему сознанию. Исторический путь развития - это движение вперед по расширяющейся спирали. Перед ученым неизбежно встает вопрос: на каком витке этой спирали находится человечество сегодня и каков смысл современности в структуре смысла истории в целом. Калер обращает внимание на парадоксы современности: мир людей, объединенных техническими средствами коммуникации, в то же время пребывает в состоянии чудовищной анархии; западная ЦИВИЛИЗАЦИЯ готова заполонить собою весь мир, но сама стоит на грани краха. Выход из этой ситуации Калер видит в создании всемирного, наднационального порядка, ибо главная цель истории для Калера, выстраданная им за годы войны и эмиграции, - спасти человека и уберечь человеческую цивилизацию от полного исчезновения в пожаре новых войн, которыми чревата вышедшая из-под контроля человека действительность. Для достижения этой исторической цели (смысла истории) необходимо объединенными усилиями обрести утраченную ориентацию в современном мире. В работах Калера, посвященных современному состоянию искусства и литературы, прослеживается та же тенденция к изучению развития человеческого сознания. В них снова звучит тревога за судьбы человеческого РОДА, ибо модернистские течения в искусстве, разрушая художественную форму, влекут за собой разрушение человеческого сознания, а вслед за тем - и личности человека. Только подлинное искусство, способное создавать правдивую картину жизни, может препятствовать этому разрушительному процессу.
Калер входил в круг наиболее прогрессивных деятелей немецкой культуры, эмигрировавших в годы фашистской диктатуры в США. Его близкими друзьями были Т. и Г. МАНН, Эйнштейн, Г. Брох и др. Все сочинения Калера носят ярко выраженный гуманистический характер, придающий им жизненность и непреходящую ценность.

Словарные статьи, связанные с Калер

Нет ничего в словаре.

Произведения Калер в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Калер

Нет ничего в библиотеке.