Социология в Украине

Зиммель Георг (Georg Simmel; 01.03.1858, Берлин - 28.09.1918, Страсбург)

Зиммель Георг (Georg Simmel; 01.03.1858, Берлин - 28.09.1918, Страсбург)Зиммель Георг (Georg Simmel; 01.03.1858, Берлин - 28.09.1918, Страсбург) - немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней философии жизни, основоположник так называемой формальной социологии. С 1901 г. экстраординарный проф. Берлинского, с 1914 г.- проф. Страсбургского УНИВЕРСИТЕТА; автор более 30 книг, посвященных философии культуры, социологии, этике, эстетике, истории философии.
Различают три этапа духовной эволюции 3иммеля. Первый - натуралистический - связан с воздействием на 3иммеля ПРАГМАТИЗМА, СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМА и спенсеровского эволюционизма с характерным для него принципом дифференциации, применявшимся в качестве универсального орудия при анализе развития в любой сфере природы, общества и культуры. Второй этап - неокантианский, отличающийся отнесением ценностей и культуры к сфере, лежащей по ту сторону природной каузальности, и пониманием деятельности гуманитария как "трансцендентального формотворчества". Источник творчества - ЛИЧНОСТЬ с ее априорно заданным способом видения. В соответствии с формами видения возникают различные "миры" культуры: РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, искусство и др.- каждый со своеобразной внутренней организацией, собственной уникальной "логикой". Третий этап определяется разработкой идеи жизни. Жизнь реализуется в самоограничении посредством ею же самою созидаемых форм. На витальном уровне эта форма и граница - смерть; смерть не приходит извне, жизнь несет ее в себе. На "трансвитальном" уровне жизнь превозмогает собственную самоограниченность, образуя "более-жизнь" (Mehr-Leben) и "более-чем-жизнь" (Mehr-als-Leben) - относительно устойчивые образования, порожденные жизнью и противостоящие ей в ее вечной текучести и изменчивости. "Более-жизнь" и "более-чем-жизнь" представляют собой формы культуры. На этом пути Философия Жизни превращается в философию культуры.
3иммель дает общую схему развития культуры: бесконечное порождение жизнью новых культурных форм, которые окостеневают, становясь тормозом ее (жизни) дальнейшего развития, а потому "сносятся" ею и заменяются новыми, формами, обреченными пережить ту же судьбу. В этом движении воплощается целый ряд КОНФЛИКТОВ: содержания и формы, "души" и "духа", "субъективной" и "объективной" культур. В осознании неизбывности этих конфликтов состоит "трагедия культуры". Характерной чертой современному ему этапа развития культуры 3иммель считал борьбу жизни против принципа формы вообще, т. е. против культуры как таковой.
"Формальная" СОЦИОЛОГИЯ - интегральная часть общефилософской и культурфилософской концепции 3иммеля. Ее основные понятия - "содержание" (исторически обусловленные цели, мотивы, побуждения человеческих взаимодействий) и "форма" (универсальный способ воплощения и реализации исторически изменчивых содержаний) . В совокупности взаимодействий (форма плюс "наполняющее" ее содержание) реализуется ОБЩЕСТВО. Задача "чистой" социологии - изучение и классификация форм, задача "философской" социологии - прослеживание исторических судеб этих форм в связи с их культурно обусловленным содержанием. 3иммель дал анализ и критику культуры современному ему капиталистического образа жизни в его внутренне противоречивых тенденциях: чем более формализуются социальные и культурные образования, тем более отчужденным от них оказывается индивид как таковой, воплощающий в своем творческом, "душевном" существе глубинные движения самой жизни. ОТЧУЖДЕНИЕ оказывается равнозначным свободе и единственным регулятором морального поведения становится "индивидуальный закон" - своегоРОДА уникальное личностное априори, определяющее жизнь и ПОВЕДЕНИЕ индивида и знаменующее собой (наряду с созданием культурных форм) способность жизни к творчеству и художественной "саморегуляции".
3иммель испытал глубокое влияние МАРКСА, что прослеживается как в его диалектике развития и смены культурных форм (напоминающей марксову диалектику производительных сил и производственных отношений), так и в его трактовке отчуждения. Однако иррационалисти-ческая трактовка жизни вела его к отрицанию исторического МАТЕРИАЛИЗМА и стремлению определить формы экономического развития как разновидности культурных форм. Это предопределило РЕЛЯТИВИЗМ и Иррационализм его философской и социологической концепции в целом.
Так называемая формальная школа в социологии (Фирканд, ВИЗЕ) представляла собой результат освоения и развития некоторых идей 3иммеля. То же относится к современной социологии конфликта. 3иммель дал множество ценных идей для социологического анализа ГОРОДА, религии, познания и т. д. Собственно философские идеи 3иммеля через посредство ЛУКАЧА, Блоха и др. оказали значитительное воздействие на формирование культуркритической позиции современного неомарксизма, а также нашли отражение в философской антропологии (Ландман, ПЛЕСНЕР, Ротхакер и др.).
Зиммель представлял ОБЩЕСТВО как "ткань интеракций", был основателем формалъной социологии, проведя различия между формой и содержанием в серийном анализе. Он полагал, что формальная социология имеет дело с универсальными повторяющимися (резюме и априори) "формами" социальной интеракции, исследующей специфические ее особенности — "содержания" — только в свете этих форм. Кроме того, в его творчестве сохраняются сильные функционалистские и эволюционные нотки. Например, он расценивал социальную дифференциацию в качестве обеспечения "адаптации" (хотя иногда и в качестве дезорганизации). Главным образом, однако, Зиммель считал претензии на полностью унифицированную социологическую теорию, по крайней мере, преждевременными.
Еврейское ПРОИСХОЖДЕНИЕ Зиммеля не позволяло ему достичь высокого академического положения, которое он несомненно заслуживал. Но его работы были весьма влиятельны. После его смерти их продолжили чикагские социологи ПАРК и БЕРДЖЕСС, оказав влияние на направление работы Чикагской школы. Идеи Зиммеля нашли отражение в творчестве Гофмана, с которым имеется сходство в презентационном стиле, в методе, и относительно теории конфликта Л. Козера (Козер, 1956, 1965). Работы Козера о "функциях социального конфликта" также подчеркивают постоянную особенность социологии Зиммеля — акцент на дуальности, содержащейся во многих социальных формах.
Собрания его многочисленных очерков и фрагментов книг, особенно "Социология Георга Зиммеля" (Вольф, 1950), "Конфликт и ткань присоединения к группе" (Зиммель, 1955), послужили основой углубленного исследования денег — "Философия денег" (1978). Его произведения о формах ДОСУГА и городской жизни предвосхитили многие особенности современной социальной жизни — постоянное изменение и фрагментацию — и выделены в ТЕОРИЯХ постмодерна. Недавно состоявшаяся дискуссия о творчестве Зиммеля освещается Фрисби в "Социологическом импрессионизме: переоценка социальной теории Георга Зиммеля" (1981).

Словарные статьи, связанные с Зиммель

Произведения Зиммель в нашей библиотеке

Книги, в которых есть упоминания о Зиммель