Социология в Украине
Ideal Lux купить светильники mebel-ideas.ru.

Дильтей Вильгельм (Wilhelm Dilthey; 19.11.1833, Бибрих-на-Рейне - 01.10.1911, Зейс)

Дильтей Вильгельм (Wilhelm Dilthey; 19.11.1833, Бибрих-на-Рейне - 01.10.1911, Зейс)Дильтей Вильгельм (Wilhelm Dilthey; 19.11.1833, Бибрих-на-Рейне - 01.10.1911, Зейс) - немецкий историк культуры и СОЦИАЛЬНЫЙ философ. Представитель "философии жизни", создатель так называемой "понимающей психологии", послужившей толчком к созданию понимающей социологии. Философские воззрения Дильтея формировались под влиянием, с одной стороны, немецкого романтизма и ИДЕАЛИЗМА, особенно гегелевского (внимание к миру субъекта и интерес к истории), с другой - англо-французского ПОЗИТИВИЗМА (Милль, КОНТ: антиметафизическая установка и метод ПСИХОЛОГИЗМА как анализ непосредственных данных сознания).
Центральным у Дильтея является ПОНЯТИЕ жизни, которую он толкует не биологически, а культурно-исторически. Задача философии как "науки о духе" - понять жизнь из нее самой, т. е. из ее временности (Zeitlichkeit) и историчности (Geschichtlichkeit). В связи с этим Дильтей разрабатывает метод "понимания" как непосредственного постижения некоторой душевно-духовной целостности (целостного переживания). Понимание, интуитивное проникновение одной "жизни" в другую Дильтей противопоставляет методу объяснения, который применяется в естественных НАУКАХ, имеющих дело с внешним опытом и конструирующих свой предмет с помощью рассудка.
В более ранних работах Дильтей опирается на метод интроспекции (самонаблюдения) и разрабатывает теорию "сопереживания", "вживания", "вчувствования" как средства интерпретации культуры прошлого. Во второй период своей деятельности Дильтей стремится преодолеть психологизм интроспективного метода. "Внутренний опыт, при котором Я углубляюсь в свои собственные состояния, никогда не даст мне возможности осознать свою индивидуальность. Только в сравнении себя с другими я познаю индивидуальное во мне: я сознаю только то, что во мне отличается от другого". Дильтей предвосхищает неогегельянство, рассматривая культуру прошлого как "застывшую жизнь","объективированный дух". Полемизируя с Ф. НИЦШЕ, который путем непрерывного самоисследования пытался постигнуть сущность жизни, Дильтей заявляет: "Человек познает себя только в истории, а не посредством интроспекции". Однако к гегелевскому панлогизму Д. тоже относится отрицательно: в противоположность Гегелю у него остается романтическая склонность к признанию "последней тайны" жизни, к которой интерпретатор может только приближаться, но не постигать ее до конца. Но, отвергнув гегелевский Абсолют, Дильтей не в силах справиться с проблемой объективности, общезначимости исторического знания. "Возможность постигнуть другого - одна из самых глубоких теоретико-познавательных проблем. Как может индивидуальность сделать предметом общезначимого объективного познания чувственно данное обнаружение чужой индивидуальной жизни?". Пытаясь разрешить эту проблему, Дильтей разрабатывает вслед за романтиками и Ф. Шлейермахером метод герменевтики, в которой он видит исккусство понимания письменно фиксированных проявлений жизни. Вслед за романтиками Дильтей сближает историческое ПОЗНАНИЕ с искусством, ибо рассматривает целостность исторических образований сквозь призму целостности исторической личности.
Дильтей оказал большое влияние на развитие западлной философии и социологии 20 в.: на ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, философскую герменевтику, историческую социологию, особенно на Зиммеля и отчасти М. Вебера.
Главные его труды: "Жизнь Шляйермахеров" (1870) и "Конструкция исторического мира в культурных науках" (1910). Как неокантианец он утверждал, что естественной наукой нужно заниматься натуралистическим способом, а социальной — путем эмпатического и психологистского понимания культурных явлений. Единственный подходящий способ осознания "духа эпохи" (Zeitgeist) состоит в интерпретации представления о мире. Он заимствовал термин ГЕРМЕНЕВТИКА из богословия для описания этой практики, но также использовал термин verstehen (понимание), который оказал значительное влияние на Макса Вебера. С тех пор оба метода стали различными, хотя и считаются интерпретативными. Исторический РЕЛЯТИВИЗМ Дильтея, его соединение субъекта и объекта (мы — часть того, что изучаем) и психологистский подход к verstehen подвергались серьезной критике. Его представление о критериях как объективациях жизни было продолжено в творчестве ГАДАМЕРА.

Словарные статьи, связанные с Дильтей

Произведения Дильтей в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Дильтей