Социология в Украине

Де-Роберти Евгений Валентинович (Де-Роберти де Кастро де ла Серда; 13.12.1843, Казацкое — 24.04.1915, Валентиновка)

Де-Роберти  Евгений Валентинович (Де-Роберти де Кастро де ла Серда; 13.12.1843, Казацкое — 24.04.1915, Валентиновка)Де-Роберти Евгений Валентинович (Де-Роберти де Кастро де ла Серда; 13.12.1843, Казацкое — 24.04.1915, Валентиновка) - философ-неопозитивист и социолог. Учился в Александровском лицее в Петербурге, УНИВЕРСИТЕТАХ Гейдельберга и Йены. В 1894-1907 - профессор Нового Брюссельского университета, член Международного социологического общества, один из организаторов Русской Высшей школы общественных наук в Париже. В 1908-15 - профессор социологии в Психоневрологическом ИНСТИТУТЕ в Петербурге, один из основателей первой в России кафедры социологии, которую возглавлял вместе с М.М. Ковалевским. Последователь и критик О. КОНТА, Де-Роберти развивал философские основы позитивистской социологии. Его взгляды оказали влияние на последующие поколения позитивистов (Сорокин считал его своим учителем).Главные составляющие его теории - био-социальная ГИПОТЕЗА происхождения общества и Теория Развития цивилизации как эволюции знания и духовной культуры (теория четырех факторов развития цивилизации). Центральная КАТЕГОРИЯ биосоциальной гипотезы - ПОНЯТИЕ надорганического. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной СТАДИИ РАЗВИТИЯ человечества. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические). Источником его являются психофизиологические процессы, свойственные человеку как биологическому виду.
На основе биосоциальной гипотезы Де-Роберти строит следующий генетический ряд: психическое (на основе психофизического) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - общественная ГРУППА - ЛИЧНОСТЬ - ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Он описывает, как в различных сферах обществ, жизни происходит переход от органической ступени к надорганической. Общественные организации, существовавшие на докультурной (доисторической) стадии эволюции, - РОД, племя - были следствием простого факта сожительства людей и представляли собой "органическую множественность". В процессе эволюции подобная множественность стремится перейти в "надорганическое единство". В сфере социальной организации это общественное или духовное единство людей складывается путем появления зачатков гражданских союзов (община) и последующего развития их в более совершенные (город, ГОСУДАРСТВО). В нравственной сфере на доисторической ступени развития человечество пребывало в состоянии "органического единства", т.е. биологического эгоизма, паразитизма и т.п. Затем, в процессе духовного развития человек стремился перейти к ступени "надорганической множественности", на которой развивается АЛЬТРУИЗМ, КООПЕРАЦИЯ, солидарность.
Таким образом, на исторической, или надорганической, стадии развития появляется собственно нравственное ПОВЕДЕНИЕ человека. И, наконец, в сфере постижения человеком мира происходит превращение индивидуального сознания как психофизического свойства человеческой особи, - через коллективный опыт, а затем личный опыт социализированного человека, - в общий для всего человечества процесс познания. Появление процесса познания - главное, что характеризует стадию культуры, цивилизации.
Закон соотношения науки, религии и философии, искусства и практической деятельности получил название закона четырех факторов культуры (цивилизации). Наряду с биосоциальной гипотезой, он составляет основное содержание социальной теории Де-Роберти. Как и другие позитивисты, Де-Роберти большое внимание уделял понятию ПРОГРЕССА и критериям прогрессивного развития общества, каковыми он считал развитие мысли и, в особенности, успехи науки; цель социального прогресса - образование нравств. личности, являющейся носителем эволюции, ее творцом. Де-Роберти отмечает ПРОЯВЛЕНИЕ четырех главных факторов цивилизации в жизни каждой личности. Все люди - попеременно ученые, философы, художники и практические деятели. Каждый человек сначала наблюдает мир и находит различия в предметах и явлениях, потом судит о них, выбирает близкое или необходимое, символически отмечает свои предпочтения и лишь потом действует. Закон, управляющий миром социальных явлений, действует и по отношению к личности.Признавая развитие знания критерием прогресса, Де-Роберти считает процесс познания единственной формой свободы в мире, где властвует строгий ДЕТЕРМИНИЗМ. Нет абсолютной свободы воли, но есть свобода человеческого духа. Знание в широком смысле слова, точно так же как ФИЛОСОФИЯ и искусство, есть накопившаяся и скрытая свобода, а свобода есть НАУКА, философия, ЭСТЕТИКА, ставшие активными и выражающиеся вовне. Концепция духовной культуры Де-Роберти соединяет присущую позитивизму веру в науку, стремление к объективности, к преодолению метафизических сторон философии и социологии и гуманистическую веру в возможности человеческого духа.

Словарные статьи, связанные с Де-Роберти

Нет ничего в словаре.

Произведения Де-Роберти в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Де-Роберти

Нет ничего в библиотеке.