Социология в Украине

Дарендорф Ральф (Ralf Gustav Dahrendorf; 01.05.1929, Гамбург - 17.06.2009, Кельн)

Дарендорф Ральф (Ralf Gustav Dahrendorf; 01.05.1929, Гамбург - 17.06.2009, Кельн)Дарендорф Ральф (Ralf Gustav Dahrendorf; 01.05.1929, Гамбург - 17.06.2009, Кельн) - немецкий социолог и политический деятель. В 1958- 1967 гг.- профессор УНИВЕРСИТЕТОВ Гамбурга, Тюбингена, Констанца. В 1968-1974 гг.- член федерального правления СвДП. С 1974 г.- директор Лондонской школы экономики и политических наук. С 1982 г.- председатель правления Фонда Фридриха Наумана (СвДП).
Дарендорф - один из основных представителей концепций КОНФЛИКТА социального, резкий критик "односторонних", "утопических" концепций социального равновесия (главным образом функционалистских). Под влиянием ПОЗИТИВИЗМА Дарендорф определяет социологию как "опытную науку, которая озабочена тем, чтобы открыть СОЦИАЛЬНЫЙ мир нашему пониманию при помощи предложений, относительно правильности или ложности которых могут дать обязательное решение систематические наблюдения". В поведении людей такое наблюдение быстро установит вмешательство "досадного факта" - общества. СОЦИОЛОГИЯ как раз и занимается ПОВЕДЕНИЕМ людей в точке пересечения общества и отдельного человека. ОБЩЕСТВО при этом понимается в смысле, близком зиммелевскому: как любой вид социальной связи, от самой узкой до самой обширной, а также в смысле референтной группы. В каждой группе, каждом обществе люди выступают как носители определенных позиций. "Но позиционная СТРУКТУРА общества получает жизнь лишь благодаря тому, что мы, поскольку мы есть нечто, всегда делаем что-то определенное, или, точнее, что всякая социальная позиция не только помещает нас в поле иных позиций, но и в горизонт более или менее специфических ожиданий нашего действования. Каждой позиции принадлежит социальная РОЛЬ, т.е. множество способов поведения, заданных носителю позиции в определенном обществе". Личные желания и мнения окружающих не столь важны. "Социальные роли суть ПРИНУЖДЕНИЕ отдельного человека, все равно, переживается ли оно им как оковы его частных желаний или как опора, дающая гарантии. ...Чтобы мы не уклонялись от этой обязательности,- об этом заботится СИСТЕМА социальных санкций, т. е. значимых поощрений конформного и наказаний отклоняющегося поведения".
Таким образом, принудительный характер нормирования поведения является важнейшим признаком социальных групп, которые Дарендорф именует "принудительно координированными АССОЦИАЦИЯМИ". Но кроме следования НОРМАМ есть еще их производство, истолкование и осуществление санкций. Послушное следование устоявшимся нормам может дать лучшие шансы на социальное продвижение к высшим позициям, дающим полномочия на нормополагание, истолкование норм и применение санкций против ненормативного поведения. Это аналогично власти законодательной, юрисдикции и власти исполнительной. Совокупность данных полномочий (но главным образом право нормополагания) означает наличие господства. Наличие господства и подчинения ведет к конфликту, который порождается теми же структурами, что и ИНТЕГРАЦИЯ.
Под конфликтом Дарендорф понимает "все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, ИНСТИТУТОВ и групп". Отсюда - ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ, которые, по Дарендорфу, "суть конфликтующие социальные группы, основание определения которых (и вместе с тем differentia specifica) состоит в участии в господстве или исключении из него внутри любых сфер господства". Если один облик общества показывают нам концепции стратификации, интеграции, равновесия, то другой - концепция господства и конфликта. Признавая резоны первого подхода, Дарендорф почти исключительно сосредоточивается на втором как более универсальном и плодотворном. Он различает конфликты между различными ожиданиями применительно к одной роли (ожидания бывают ожиданиями строгого долженствования, нестрогого долженствования и возможности поведения), между ролями, внутри социальных групп, между ГРУППАМИ, конфликты на уровне всего обществава и конфликты между странами.
Наиболее известен работой "Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе" (1959), предложив переработку традиционных концепций класса, основанных на собственности (или не собственности) на СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, заменив их определением класса с точки зрения моделей власти. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта, хотя и обращает внимание на то, что в наиболее развитых капиталистических обществах он подвергся процессу институционализации. Ряд работ посвящен сравнительному анализу гражданств и демократии в современном обществе: "Общество и ДЕМОКРАТИЯ в Германии" (1967), "Новая свобода" (1975). Он признал утопической идею вероятности исчезновения конфликтов интересов, основанных на различиях во власти, но утверждал, что существование гражданских прав и расширение равенства возможностей способно уменьшить и контролировать их.

Словарные статьи, связанные с Дарендорф

Произведения Дарендорф в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Дарендорф