Социология в Украине

Гоулднер Алвин (Alvin Ward Gouldner; 29.07.1920, Нью-Йорк - 15.12.1980, Сент-Луис)

Гоулднер Алвин (Alvin Ward Gouldner; 29.07.1920, Нью-Йорк - 15.12.1980, Сент-Луис)Гоулднер Алвин (Alvin Ward Gouldner; 29.07.1920, Нью-Йорк - 15.12.1980, Сент-Луис) - американский социолог, виднейший представитель альтернативной социологии. Находясь под сильным влиянием МАРКСИЗМА, он не был марксистом в полной мере. Его наиболее известную работу — "Наступающий кризис в западной социологии" (1971) — можно считать реквиемом современного структурного ФУНКЦИОНАЛИЗМА. Ранее он сделал имя на "Моделях индустриальной бюрократии" (1954). В этой классической работе он провел эмпирическое исследование способа, из-за которого неэффективная администрация и ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ могут являться результатом попытки внедрить правила дисциплины, оставляющие мало простора для независимости людей. В ряде последующих работ, включая "Два марксизма" (1980), "Будущее интеллигенции и возникновение нового КЛАССА" (1979), он стремился установить новое направление для критического мышления в социальных НАУКАХ между серьезно подорванным функционализмом и переформированным марксизмом. Всю свою жизнь он занимался исследованием отношений участия и отчужденности, возникающих в социальных науках, критикуя тех, кто, подобно Веберу, настоятельно выступал в пользу отчужденности (см. "За социологию", 1973) или кто отвергал возможность цели объективной основы для ценностей.
В "Диалектике идеологии и технологии" (1976) Гоулднер разрабатывал эти темы, исследуя последствия общего участия как нового мышления в эпистемологии, так и изменений в технологии коммуникаций.
В 50-е гг. был сторонником структурно-функционального направления в социологии, занимался исследованием бюрократических организаций. Основной заслугой Гоулднера в исследовании промышленной бюрократии явился анализ действия системы безличных правил, существующих в этих ОРГАНИЗАЦИЯХ. Он пришел к выводу, что эта СИСТЕМА способствует уменьшению напряженности в работе группы. При выведении системы из равновесия в ней начинают действовать специальные внутренние правила, направленные на восстановление равновесия, но при этом значительно возрастает строгость контроля за работой всей группы. Это в свою очередь ведет к увеличению напряженности в работе и, следовательно, опять вызывает нарушение равновесия системы. Анализ этой дисфункциональности сыграл определенную РОЛЬ в развитии теории бюрократии.
В 60-70-е гг. Гоулднер отходит от структурно-функционального направления и выступает с резкой критикой всей современной западной социологии, и особенно структурного функционализма ПАРСОНСА. На дальнейшее формирование взглядов Гоулднера существенное влияние оказали идеи МАРКСА, неомарксизма, франкфуртской школы и др. идеологов левого движения. В 70-е гг. Г. выступил с концепцией так называемой "критически-рефлексивной" социологии. С его точки зрения, капиталистическое ОБЩЕСТВО находится в кризисном состоянии, поэтому основная задача социолога заключается в выявлении с помощью "критической рефлексии" причин этого кризиса и поисках путей его преодоления. Самые глубокие причины кризиса западного общества Гоулднер видел в деперсонализации человека, в разрушении целостного взгляда на мир, в антиномически-противоречивом отношении между знанием и ВЛАСТЬЮ. Преувеличивая значение социального познания, Гоулднер утверждал, что, наделенное критическим элементом, оно способно стать главным фактором трансформации социального бытия. Одной из важнейших для концепции Гоулднера является проблема соотношения знания и идеологии, сформулированная им как проблема объективности социального познания. Критикуя все существующие социологические подходы, в т.ч. и марксистский, за идеологичность, Гоулднер попытался "освободить" от нее свою "критически-рефлексивную" социологию.
В последние годы жизни Гоулднер в духе леворадикальной ориентации развивал концепцию интеллигенции как нового класса. Он выделил в социальной структуре современного западного общества три класса: старая БУРЖУАЗИЯ, или денежный класс капиталистов, ПРОЛЕТАРИАТ и появившийся новый класс интеллигенции. Основные характеристики нового класса: обладание культурным КАПИТАЛОМ (для Гоулднера культура является таким же капиталом, как СОБСТВЕННОСТЬ на СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА или денежная собственность) и культура критического дискурса (некая специфическая речевая ОБЩНОСТЬ). Новый класс Гоулднер подразделял на две различные социальные группы: научно-техническую интеллигенцию и интеллектуалов (гуманитарную интеллигенцию). Подвергнув тотальной критике западное ОБЩЕСТВО, он усмотрел реальную силу, способную осуществить революционное изменение общества, в новом классе. Именно на интеллектуалов Гоулднер возлагал надежды, связанные с будущим общественного развития. Эта ТЕОРИЯ до сих пор оказывает в западной социологии влияние на представления о социальной структуре.

Словарные статьи, связанные с Гоулднер

Произведения Гоулднер в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Гоулднер