Социология в Украине

Гелен Арнольд (Arnold Gehlen; 29.01.1904, Лейпциг - 30.01.1976, Гамбург)

Гелен Арнольд (Arnold Gehlen; 29.01.1904, Лейпциг - 30.01.1976, Гамбург)Гелен Арнольд (Arnold Gehlen; 29.01.1904, Лейпциг - 30.01.1976, Гамбург) - немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии как специальной дисциплины. Ученик X. Дриша. Испытал влияние Шопенгауэра, НИЦШЕ, Н. Гартмана, феноменологии и др. Профессор в Лейпциге (с 1934), Кенигсберге (с 1938), Вене (с 1940), Шпейере (с 1947), Ахене (1962-1969). Антропологические взгляды Гелена первоначально складывались в русле инспирированной философией жизни консервативной критики культуры. Наиболее полно они сформулированы в главном труде Гелена "Человек. Его природа и место в мире" (1940). Философская АНТРОПОЛОГИЯ, по его замыслу, должна свести воедино данные отдельных наук о человеке. Гелен вслед за ШЕЛЕРОМ и ПЛЕСНЕРОМ стремится выявить специфику положения в мире человека как особым образом организованного живого существа, но именно Гелен отказывается от использования в исследовании человека "лестницы существ", сущностно отображающей ступенчатое строение органического мира ("растение" - ("зоофиты") - "животное" - "человек"). Гелен подчеркивает своеобразие человеческой организации как взаимосвязанной системы функций. Следуя И. Г. Гердеру, Г. называет человека "недостаточным" существом. В отличие от животного, оно обделено полноценными ИНСТИНКТАМИ, т. е. не имеет устойчивых раздражителей вовне и столь же устойчивых реакций у себя; не пребывает от рождения в гармонии с природой, не находится во взаимосоответствии с "окружающим миром", т. е. сегментом мира как такового, специфически значимом именно для данного вида живых существ. Человек открыт всему миру. Отсутствие специфически значимого "окружающего мира" сопряжено с внутренним избытком побуждений у человека. Таким образом, на человека ложится непосильный груз выживания и самоопределения. Поэтому главным для него оказывается "разгрузка", дающая возможность более опосредованно, определенно относиться к окружающему и к себе самому. Избыток побуждений делает невозможной их одновременную реализацию. Реализация одних задерживает другие. Возникает "самодистанцирование", позволяющее человеку, в отличие от непосредственной жизнедеятельности животных, не просто "жить", но "вести жизнь", планомерно и осмотрительно изменять своими действиями себя и окружающее.
Действие как единство - основная антропологическая характеристика человека. В действии нет ДУАЛИЗМА процесса и результата, субъекта и объекта, души и плоти и т.п. Прогрессирующая разгрузка, понимаемая как деятельное самоосуществление, все больше высвобождает ДЕЙСТВИЕ из ситуативной определенности, и на более высоком уровне необходимая ФУНКЦИЯ выполняется "символическим" образом. Зрение берет на себя ведущую РОЛЬ среди органов чувств, позволяя ориентироваться без непосредственного соприкосновения с вещами, язык еще больше удаляет от частностей ситуации. Действуя, человек создает культуру, которая принадлежит именно природе человека и не может быть "отмыслена" от нее. Действие, соотнесенное с другими действиями и "кооперированное" с ними, позволяет говорить о различных ТИПАХ "сообщества". ПОНЯТИЕ действия позволяет перейти от "начальной антропологии" книги "Человек" к учению об ИНСТИТУТАХ, т.е. фиксированных формах антропологической организации, которое наиболее полно изложено в работе "Первобытный человек и поздняя культура" (1956). Действие мотивировано целесообразностью, но его постоянное повторение может оказаться полезным и в ином отношении. Непредусмотренная целесообразность может своей объективной ПОЛЕЗНОСТЬЮ возбудить мотивы для дальнейшего стабилизирования полученного результата. Так, архаические институты семьи, животноводства, земледелия и т.п.- непредусмотренный результат религиозно-ритуального, изобразительного действия, удовлетворяющего фундаментальной потребности в поддержании стабильности мира через его ритуальное изображение-закрепление. Возникшие таким образом ИНСТИНКТЫ не только "разгружают" человека от опасностей, но и позволяют ему действовать инстинктоподобно, определяя его СОЗНАНИЕ и волю. Гелен выделяет в истории три культурные эпохи: культура охотников, культура земледельцев и современная индустриальная культура, возникшая около 200 лет назад. Следуя М. Веберу, он описывает прогрессирующую рационализацию инстинктов (ведущую РОЛЬ, по Гелену, играет тут техника). Но при этом инстинкты все больше подчиняются имманентным законам; инстанции, соединяющей совокупное истолкование мира и нормирование поведения, как то было в архаическую эпоху, больше нет. Отсутствие взаимосогласования институтов между собой и с Моральной жизнью человека означает для последнего тяжелый груз необходимости принимать решения по своему усмотрению. Вместе с прогрессирующим освобождением людей от опасностей, физического труда и т. п. это провоцирует развитие "современного субъективизма".
Консервативная социальная критика полностью оформлена Геленом в концепции "плюралистической этики" (книга "Мораль и гипермораль", 1969). Он постулирует наличие четырех не зависящих друг от друга источников морали, "этосов": стремление к взаимности, "физиологические добродетели" (инстинктивное стремление к благополучию, переходящее в эвдемонизм), родовая (клановая) мораль братской любви, предельно выраженная в морали гуманности; институциональный этос. В ходе рационализации инстинктов, заставляющей их все больше полагаться на свой внутренний порядок и решать объективные проблемы, сообразуясь с давлением обстоятельств, клановая (гуманная) мораль универсализуется и вступает в КОНФЛИКТ с этосом политических интитутов. Положение усугубляют интеллектуалы, скрывающие за проповедуемой моралью братства собственную жажду власти. В 70-е гг. Гелен оказался ведущим идеологом неоконсерватизма в ФРГ, что вызвало новый интерес и к его теоретическим работам.

Словарные статьи, связанные с Гелен

Нет ничего в словаре.

Произведения Гелен в нашей библиотеке

Книги, в которых есть упоминания о Гелен