Социология в Украине

Гайгер Теодор (Theodor Julius Geiger; 9.11.1891, Мюнхен – 16.06.1952)

Гайгер Теодор (Theodor Julius Geiger; 9.11.1891, Мюнхен – 16.06.1952)Гайгер Теодор (Theodor Julius Geiger; 9.11.1891, Мюнхен – 16.06.1952) - немецкий социолог. Получил юридическое образование; с 1929 по 1933 г.- профессор в Брауншвайге; с 1933 по 1945 г. находился в эмиграции в Дании (профессор в Архусе); после возвращения являлся одним из ведущих социологов Западной Германии. В понимании социальной реальности примыкал к феноменологической теории ФИРКАНДТА. Проделал эволюцию от социал-демократизма к критике СОЦИАЛИЗМА.
Наибольший резонанс в западной социологии получили его работы по проблемам социальной стратификации, классового сознания и социальной мобильности, социологии права и интеллигенции (включая проблематику идеологии). Еще до эмиграции Гайгер подверг критике первоначально им разделявшуюся "классическую" (марксистскую) концепцию рабочего КЛАССА и его роли в современных социальных преобразованиях. Он был в числе социологов, противопоставивших концепцию рабочего класса проблематике "нового класса", которым считал служащих. Ему принадлежит идея "возможной связи" между неустойчивым положением этого класса, заинтересованного в упрочении своего социального положения и ПРЕСТИЖА, и нацистским движением.
Гайгер активно работал над различением понятий "класс" и "сословие", обосновывал превращение в современных условиях классовой дифференциации общества в профессиональную дифференциацию. Гайгер считал, что прежние межклассные напряжения смещаются в 20 в. по линии, пересекающей границы классов. Источником таких напряжений и КОНФЛИКТОВ является противоположность интересов "солидарности производителей" (предпринимателей и рабочих), с одной стороны, и интересов потребителей - с другой; все большее значение, согласно Гайгеру, приобретают конфликты между местным населением и "пришлым" (эмигранты), а также конфликты между различными этническими, религиозными и другими ГРУППАМИ. Считая, что интеллигенцию нельзя определять ни через классовое (или сословное) положение, ни посредством классового сознания, Гайгер ставил во главу угла вопрос о ее социальной функции, которая состоит в создании новых культурных ценностей и идеологий, вкладе в общую рационализацию жизни, критике существующих ИНСТИТУТОВ с целью ограничения притязаний ВЛАСТЬ имущих. Гайгер отстаивал тезис, согласно которому мышление и ИДЕОЛОГИЯ не обязательно связаны с социальным положением их носителей; он отмечал особую РОЛЬ идеологий в современном массовом обществе. По Гайгеру, атомизированное, характеризуемое безличностью и анонимностью отношений "массовое ОБЩЕСТВО" - миф, ИЗОБРЕТЕНИЕ теоретиков; "массовость" - лишь один из аспектов жизни общесва, где интимно-непосредственные и анонимно-дистанцированные отношения не исключают друг друга. Сфера проявления "массовости" - классовые, национальные и прочие движения. В них первичные, "общинные" ЦЕННОСТИ играют не свойственную им РОЛЬ; "симпатия" вырождается в "пафос", формируется идеология. В других аспекте идеология трактуется как теоретико-познавательное ПОНЯТИЕ, как "атеоретичное, проступающее в теории".
Задача ученого, по мнению Гайгера, путем рефлексии нейтрализовать этот фактор. Отсюда следуют нормы научной этики: "ценностное воздержание", "аскетизм чувств" и т. п. В социально-политической сфере Гайгер рекомендовал всеобщее просвещение - "демократизацию РАЗУМА", с тем чтобы место патетически-иррационального занял трезвомыслящий индивид, сознающий ОБЪЕКТИВНЫЙ характер социальных процессов и ограниченность человеческих возможностей. Начав как социал-демократ с деятельности по просвещению ПРОЛЕТАРИАТА и "формированию классового сознания", Гайгер пришел к либерально-реформистским взглядам, свойственным позитивистски ориентированному социальному мышлению.

Словарные статьи, связанные с Гайгер

Нет ничего в словаре.

Произведения Гайгер в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Гайгер

Нет ничего в библиотеке.