Социология в Украине
http://kodlike.ru/ промокод акции и скидки магазина: промокод магазина 003.

Вебер Альфред (Alfred Weber; 30.07.1868, Эрфурт - 02.05.1958, Гейдельберг)

Вебер Альфред (Alfred Weber; 30.07.1868, Эрфурт - 02.05.1958, Гейдельберг)Вебер Альфред (Alfred Weber; 30.07.1868, Эрфурт - 02.05.1958, Гейдельберг) - немецкий СОЦИАЛЬНЫЙ философ, социолог и экономист. Профессор Пражского (1904-1907) и Гейдельбергского (с 1907) УНИВЕРСИТЕТОВ.
Научную ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ начал как экономист, затем центр его интересов переместился в область социологии, истории и культуры ("Идеи социологии государства и культуры", 1927). Находясь под влиянием идей ШПЕНГЛЕРА, Вебер пытался создать науку об "историческом мире", позволяющую его современникам сориентироваться относительно своего настоящего и будущего. Но, в отличие от Шпенглера, Вебер считал, что это должна быть не ФИЛОСОФИЯ, а СОЦИОЛОГИЯ истории. Подобно Шпенглеру Вебер разлагал мировую историю на ряд всемирно-исторических культур, которые, несмотря на свою уникальность, сходны в том отношении, что каждая переживает период молодости, зрелости и упадка. Однако, в отличие от Шпенглера, Вебер рассматривал "культуру" и "цивилизацию" не как две фазы развития культурно-исторических целостностей, но как два относительно самостоятельных аспекта каждой из них - собственно духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический. Кроме того он выделял еще и третий - специфически Социальный Аспект, толкуя социальность в духе, близком антропологической ориентации в социологии.
Процесс развития каждой из выделяемых Вебером культурно-исторических целостностей представлялся как результат взаимодействия ее социологического, цивилизационного и культурного факторов, каждый из которых играет "со-определяющую" РОЛЬ в развитии двух других. Сами эти культурно-исторические целостности воплощаются, по Веберу, в больших "телообразных жизненных единствах", которые он называет "народами в широком смысле слова": они-то и являются реальными носителями всемирно-исторического процесса, переходящего от одного такого единства исторической общности людей и их судьбы, складывающейся не без влияния определенных географических и климатических условий, к другому, от другого - к третьему и так далее. В этих "единствах", которые Вебер толковал как "тотальность естественных человеческих сил, влечения и воли", социология видит "общественные тела", несущие "всемирно-исторические культуры", стремясь выделить в этих "телах" типические тенденции формообразования и развития. Одна из основных тенденций, роднящая все эти "общественные тела", заключается в движении по пути ко все более крупным, прочным и зрелым социальным порядкам. Конечная стадия этого движения - оцепенение, старческое разложение этих "тел" или их "мировая экспансия", в которой исчезает собственная "телесная" определенность подобных "тотальностей", выливаясь в универсальный процесс общечеловеческого "свершения". По мнению Вебера, социология, стремящаяся постичь этот процесс, должна постоянно иметь в виду ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ "общественного тела" с культурой, с одной стороны, и цивилизацией - с другой, а также воздействие культуры и цивилизации друг на друга. Начиная с книги "История культуры" и кончая работой "Третий или четвертый человек", Вебер все более определенно рассматривал в качестве цели своей социологии социологический анализ истории, предлагающий социальную структуру всемирно-исторических народов в качестве основополагающей схемы, отводя в ней определенное место "генерализующей" тенденции цивилизации, с одной стороны, и "индивидуализирующей" тенденции культуры - с другой. Историческая культур-социология Вебера оказывается, таким образом, некоторой формой онтологизации методологической антиномии номотетического и идиографического подходов.
Социально-политические воззрения Вебера имеют определенно выраженный консервативный характер, что обусловило ВОСПРИЯТИЕ его идей некоторыми из современных социологов неоконсервативной ориентации. В стремлении таких социологов, как БЕЛЛ, выделить в современном капиталистическом обществе относительно самостоятельные "оси" его развития (например, "ось" культуры) чувствуется отголосок схематики Вебера.

Словарные статьи, связанные с Вебер Альфред

Произведения Вебер Альфред в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Вебер Альфред