Социология в Украине

Бурдье Пьер (Pierre Bourdieu; 01.08.1930, Денгвин - 23.01.2002, Париж)

Бурдье Пьер (Pierre Bourdieu; 01.08.1930, Денгвин - 23.01.2002, Париж)Бурдье Пьер(Pierre Bourdieu; 01.08.1930, Денгвин - 23.01.2002, Париж) - французский социолог, руководитель исследовательской группы "Социология образования и культуры" в парижской Высшей школе социальных наук, профессор Коллеж де Франс; начинал с эмпирических исследований в Алжире. Основные труды посвящены социологии культуры, образования, искусства, социолингвистике и общим проблемам эпистемологии социальных наук. СОЦИОЛОГИЯ Бурдье сформировалась под влиянием МАРКСА, М. Вебера.
Основными понятиями социологической теории Бурдье являются: поле, habitus, "символическое НАСИЛИЕ", "незнание". ОБЩЕСТВО, по Бурдье, представляет собой совокупность отношений, складывающихся в различные поля, каждое из которых имеет специфические ТИПЫ власти. Невозможна редукция одного поля к др. Habitus - это структурированное социальное ОТНОШЕНИЕ; совокупность схем интеграции и интериоризации различных полей, СИСТЕМА долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентации, функционирующих как матрицы восприятия, постановки целей, решения задач, действий. Habitus, структурируя ВОСПРИЯТИЕ, мышление и ПОВЕДЕНИЕ, воспроизводит социально-культурные правила, "стили жизни" разных социальных групп. "Символическое насилие" - необходимая ФУНКЦИЯ власти. Любая ВЛАСТЬ держится не только и не столько с помощью прямого насилия, сколько через признание ее легитимной. Власть осуществляет "символическое насилие", навязывая свою систему значений, иерархию ценностей, которые приобретают естественный, "само собой разумеющийся" характер. С помощью "символического насилия" производится трансформация восприятия, "кристаллизация" отношений "господство - подчинение". Легитимность власти предполагает "незнание", бессознательное принятие людьми господствующих ценностей и установок. Бурдье считает, что "незнание" есть искаженное, неполное, мистифицированное знание. Символическая власть возникает и функционирует при соучастии угнетаемых ею людей, т. к. они признающее легитимный характер. "Структурная мистификация" включает в себя механизмы мистификации, которые не осознаются самими субъектами. Это не сознательный обман, поскольку обманываются и сами мистификаторы. Поэтому свобода субъекта, полагает Бурдье, иллюзорна.
Система категорий Бурдье должна объяснять воспроизводство оппозиции "господство - подчинение" в обществе. На основании эмпирических исследований системы образования, Бурдье приходит к выводу о классовом характере культуры, искусства, образования. КЛАССЫ понимаются Бурдье как группы, различающиеся не только своим положением в системе экономических отношений. Эти группы наделены собственным "стилем жизни", выражающим форму их приспособления к своему положению в социальной структуре, означающего у Бурдье борьбу различных классов за власть. Конфронтация между классами приводит к появлению совокупности полей власти. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих экономический, политический, религиозный, культурный "капитал", каждая из которых стремится мобилизовать поле власти в собственных интересах. Метод критики Бурдье других философских и социологических теорий (Хайдеггера, Л. АЛЬТЮССЕРА) заключается в "разоблачении" места критикуемой теории в поле власти.
Главные труды: "Основы теории и практики" (1977), "Школа как консервативная сила" (1966) и "Воспроизводство в образовании, обществе и культуре" (1977). Известны также "Отличие" (1984) и "Гомоакадемикус" (1988).

Словарные статьи, связанные с Бурдье

Произведения Бурдье в нашей библиотеке

Книги, в которых есть упоминания о Бурдье