Социология в Украине

Хайдеггер Мартин (Martin Heidegger; 26.09.1889, Месскирх – 26.05.1976, Месскирх)

Хайдеггер Мартин (Martin Heidegger; 26.09.1889, Месскирх – 26.05.1976, Месскирх)Хайдеггер Мартин (Martin Heidegger; 26.09.1889, Месскирх – 26.05.1976, Месскирх) - немецкий философ и ведущий разработчик феноменологии и ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА. Его ФИЛОСОФИЯ повлияла на современную социологическую теорию в ряде направлений. Особенно важна концепция отличия человека — Dasein — "аналитическое человеческое существо" и связанная с ней концепция времени. Человека отличает способность понять себя, хотя и не быть хозяином своего происхождения. Он в состоянии предпринимать "подлинные" действия, то есть не анонимные, обезличенные объективированные способы бытия, отвергающие его отличительные свойства. В "Бытии и времени" (1929) Хайдеггер определяет "подлинное "Я" как потенциальную способность к действию, ориентацию на будущее (грядущее), которое предполагает и возможность, и необходимость выбора. Базисное РАЗЛИЧИЕ, проводимое Хайдеггером между оптическим (Бытием или "реальными" вещами) и онтологическим (подлинным "бытием"), также имеет большое значение для языка. По Хайдеггеру, "окончательное signified (означаемое)", к которому относятся все "signifiers" (значения), является "трансцендентальным signified (означаемым)": бытием. Если в своих ранних работах Хайдеггер полагал, что бытие могло бы быть адресованным, позже он изменил свое мнение, считая все значения открытозаконченными. Эту особенность языка Хайдеггер называет "методикой стирания", подчеркивая как необходимость слова, так и его неопределенность. По мнению Хайдеггера, традиционные формулировки западной философии, которая принимала "присутствие" и основание трансцендентального ЭГО или предмета, стали ненадежными. Хайдеггер вызывал дискуссии главным образом из-за своей ассоциации с фашизмом, что, однако, не препятствовало разнообразному применению его идей — особенно САРТРОМ, ЛАКАНОМ и Дерридой. Его творчество также оказало влияние на социальную феноменологию ШЮЦА и толкование понятия "время" Энтони ГИДДЕНСОМ в рамках структурационной теории.
Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе (в 80 км югу от Штутгарта). Вырос в небогатой католической семье, учился в гимназиях в Констанце и Фрайбурге. Поступает на теологический факультет Фрайбургского УНИВЕРСИТЕТА.
В 1911 году Мартин переходит на философский факультет и заканчивает его в 1923 году, защищает две диссертации — «Учение о суждении в ПСИХОЛОГИЗМЕ» и «Учение Дунса Скотта о КАТЕГОРИЯХ и значении».
Не участвовал в Первой мировой войне из-за проблем со здоровьем.
С 1915 года работает приват-доцентом на теологическом факультете Фрайбургского университета.
С 1923 года преподаёт в Марбургском университете. За годы работы в Марбурге Хайдеггер получает широкую известность, в частности после выхода в 1927 году трактата «бытие и ВРЕМЯ». К этому периоду относятся также такие труды, как «Кант и проблема метафизики», «Что такое МЕТАФИЗИКА», «О сущности основания».
В 1928 году возвращается во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Гуссерля.
Хайдеггер соглашается возглавить Фрайбургский университет, в 1933 году вступает в НСДАП, принимает участие в политической деятельности. Остаётся членом НСДАП до самого окончания Второй мировой войны.
С 1945 по 1951 года Хайдеггеру запрещается преподавать из-за его связей с нацистским режимом.
В 1947 году публикуется «Письмо о ГУМАНИЗМЕ», в котором Хайдеггер чётко определяет отличия своего учения от экзистенциализма и новоевропейского гуманизма.
Работы послевоенного периода вошли в сборники «Лесные тропы» (1950), «Доклады и статьи» (1954), «Тождество и РАЗЛИЧИЕ» (1957), «На пути к языку» (1959) и другие. Выходят курсы лекций «Что такое мышление?» (1954), двухтомник «Ницше» (1961) и многие другие труды.
Умер 26 мая 1976 года.
Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который по его утверждению является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории Западной философии начиная еще с ПЛАТОНА. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. ПОНЯТИЕ же Бытия постепенно стало считаться наиболее общим и самоочевидным понятием. Целью Хайдеггера было подвести философское основание под науку, которая, как он считал работает без выявленного основания теоретической деятельности, вследствие чего они неправильно придают своим ТЕОРИЯМ универсализм и неправильно трактуют вопросы бытия и экзистенции. Таким образом философ ставит себе цель извлечь тему бытия из забвения и придать ему новый смысл. Для этого Хайдеггер прослеживает путь всей истории философии и оспаривает правильность таких философских понятий как реальность, ЛОГИКА, Бог, СОЗНАНИЕ. В своих поздних трудах философ рассматривает тот эффект который на человеческую экзистенцию оказывает современная техника.
Работы Мартина Хайдеггера оказали сильнейшее влияние на философию, теологию и другие гуманитарные науки XX века. В философии он сыграл критическую РОЛЬ в становлении таких направлений как экзистенциализм, ГЕРМЕНЕВТИКА, постмодернизм, деконструктивизм и всей континентальной философии в целом. Такие известные философы как Карл Ясперс, Клод ЛЕВИ-СТРОСС, Георг ГАДАМЕР, Жан-Поль САРТР, Ахмад Фардид, Ханна АРЕНДТ, Морис МЕРЛО-ПОНТИ, Мишель ФУКО, Ричард Рорти и Жак ДЕРРИДА признавали его влияние и анализировали его работы.
Хайдеггер поддержал национал-социализм и был членом партии с мая 1933 до мая 1945 года. Его защитники, в частности Ханна Арендт, считают это его личной ошибкой и отстаивают мнение, что его политическая позиция не имеет отношения к его философским взглядам. Критики, такие как Эммануэль Левинас и Карл Лёвит, считают что поддержка национал-социалистической партии бросает тень на все мысли философа.
Философия Хайдеггера основана на соединении двух фундаментальных наблюдений мыслителя. Во-первых, по его наблюдению, философия на протяжении более чем 2000-летней истории уделяла внимание всему, что имеет характеристику «быть» в этом мире, включая и сам мир, но забыла о том, что это значит. В этом заключается хайдеггеровский «бытийный вопрос», который красной нитью проходит через все его работы. Одним источником, который повлиял на его трактовку этого вопроса, были труды Франца Брентано о использовании Аристотелем различных по смыслу понятий бытия. Свой главный труд, «Бытие и время», Хайдеггер открывает ситуацией из диалога «Софист» Платона, показывая, что Западная философия игнорировала ПОНЯТИЕ бытия, потому что считала его смысл самоочевидным. Хайдеггер же требует от всей Западной философии проследить все этапы становления этого понятия с самого начала, что мыслитель называл «деструкцией» (Destruktion) истории философии.
Во-вторых на философию оказало сильное внимание знакомство Хайдеггера с философией Э.Гуссерля, который не был сильно заинтересован вопросами истории философии. Например, ГУССЕРЛЬ считал, что философия должна выполнять свое назначение как описание опыта (отсюда и известный лозунг — «назад к самим вещам»). Но Хайдеггер понимал, что опыт всегда «уже» имет место в мире и бытии. Гуссерль трактовал СОЗНАНИЕ интенциально (в смысле того, что оно всегда направлено на что-то, всегда о чем-то). ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ сознания трансформировалась в системе Хайдеггера в понятие «заботы». Структуру человеческого бытия в ее целостности Хайдеггер обозначает как «заботу». Она представляет собой единство трех моментов: «бытия-в-мире», «забегания вперед» и «бытия-при-внутримировом-сущем» и является базисом хайдеггеровской «экзистенциальной аналитики», как он обозначил ее в «Бытии и времени». Хайдеггер считал, что для описания опыта нужно сначала найти то, для чего подобное описание будет иметь смысл. Таким образом Хайдеггер выводит свое описание опыта через Dasein, для которого Бытие становится вопросом. В «Бытии и времени» Хайдеггер критиковал абстрактный метафизический характер традиционных путей описания человеческой экзистенции, таких как «рациональное животное», ЛИЧНОСТЬ, человек, душа, дух или субъект. Dasein не становится основание для новой «философской антропологии», но понимается Хайдеггром как условие возможности чего-либо похожего на «философскую антропологию». Dasein по Хайдеггеру — это «забота». В отделе экзистенциальной аналитики Хайдеггер пишет, что Dasein, которое находит себя заброшенным в мир среди вещей и Других, находит в себе возможность и неотвратимость собственной смерти. Необходимостью для Dasein является принять эту возможность, ответственность за собственную экзистенцию, что является фундаментом для достижения аутентичности и специфической возможностью для избегания «вульгарной» и жестокой временности и публичной жизни.
Единство этих двух мыслей в том, что обе они непосредственно связаны с временем. Dasein заброшено в уже существующий мир, что означает не только временной характер бытия, но и влечет за собой возможность использования уже устоявшейся терминологии Западной философии. Для Хайдеггера, в отличие от Гуссерля, философская терминология не может быть оторвана от истории использования этой терминологии, поэтому истинная философия не должна избегать конфронтации вопросов языка и значения. Экзистенциальная аналитика «Бытия и времени», таким образом, явилась только первым шагом в хайдеггеровской «деструкции» (Destruktion) истории философии, то есть в трансформации ее языка и значения, что делает экзистенциальную аналитику всего лишь своего РОДА частным случаем (в том смысле, в котором, например, Специальная теория относительности является частным случаем ОТО).
Трактат «Бытие и время» (нем. Sein und Zeit) был опубликован в 1927 году и стал первой академической книгой Хайдеггера. Публикация давала возможность получить право на кресло Э. Гуссерля в Фрайбургском университете, и успех работы гарантировал ему назначение на этот пост.
Исследование бытия будет вестись Хайдеггером через интерпретацию особого вида бытия, человеческого бытия (Dasein). Только для него Бытие и является вопросом. В книге исследование ведется через освещение таких тем, как смертность, тревога (не в обычном, а в экзистенциальном смысле), временность и ИСТОРИЧНОСТЬ. Хайдеггером намечалась вторая часть книги, смысл которой состоял в «деструкции» (Destruktion) истории философии, но он не притворил в жизнь свои намерения.
«Бытие и время» повлияло на многих мыслителей, включая таких известных экзистенциалистов, как Жан-Поль Сартр (но сам Хайдеггер дистанцировался от ярлыка экзистенциалиста).
Ранний Хайдеггер находился под сильным влиянием Аристотеля. Также существенное влияние на формирование его философии оказали теология католической церкви, средневековая философия и Франц Брентано.
Этические, логические и метафизические работы Аристотеля оказали огромное влияние на формировавшиеся взгляды Хайдеггера в период 1920-х. При чтении классических трактатов Аристотеля Хайдеггер яростно оспаривал традиционный латинский ПЕРЕВОД и схоластическую интерпретацию его взглядов. Особенно важной была его собственная интерпретация «Никомаховой этики» Аристотеля и некоторых трудов по метафизике. Эта радикальная интерпретация греческого автора впоследствии оказала влияние на важнейшее произведение Хайдеггера — «Бытие и время».
Важнейшие мысли о бытии высказал еще Парменид. Хайдеггер намерен был опеделить заново важнейшие вопросы онтологии, касающиеся бытия, которые, как он считал, были недооценены и забыты метафизической традицией начиная с Платона. В попытках придать свежее толкование вопросам бытия Хайдеггер уделил огромное количество времени изучению мысли древнегреческих авторов доплатоновского периода: Парменида, Гераклита и Анаксимандра, а также трагедии Софокла.
Хайдеггер очень рано начал планировать проект «герменевтики фактической жизни», и на его герменевтическую интерпретацию феноменологии оказало сильное влияние прочтение работ Вильгельма Дильтея.
О влиянии, которое оказал ДИЛЬТЕЙ на Мартина Хайдеггера, Ганс-Георг ГАДАМЕР писал: «Это было бы ошибкой заключить, что на написание „Бытия и времени“ Дильтей оказал влияние в середине 1920-х. Это слишком поздно». Он добавил, что, как ему известно, к 1923 году Хайдеггер находился под влиянием взглядов другого, менее известного философа — Графа Йорка фон Вартенбурга. Гадамер тем не менее отметил, что влияние Дильтея было особенно важным в деле отдаления молодого Хайдеггера от идей неокантианства, как сам Хайдеггер впоследствии признал в «Бытии и времени». Но основываясь на материале ранних лекций Хайдеггера, в которых чувствуется огромное влияние Вильгельма Дильтея в период, еще ранее чем обозначенный Гадамером как «слишком поздно», некоторые ученые, такие как Теодор Кизель и Дэвид Фаррелл Крелл, отстаивают важность концепции Дильтея для формирования взглядов Хайдеггера.
Так или иначе, несмотря на то, что интерпретация хронологии взглядов Хайдеггера, предложенная Гадамером, может быть спорной, есть еще одно доказательство влияния, которое оказал Дильтей на Хайдеггера. Новые идеи Хайдеггера, касающиеся онтологии, представляют собой не просто цепь логических аргументов, демонстрирующих его фундаментально новую парадигму, но также герменевтический круг — новое и могущественное средство для обозначения и реализации этих идей.
На данный момент не существует единства во взглядах как относительно того влияния, которое оказал Эдмунд Гуссерль на философское развитие Хайдеггера, так и о том, насколько его философия имеет феноменологические корни. Насколько сильно было влияние феноменологии на сущностные моменты системы Хайдеггера, также как и наиболее существенные вехи в дискуссии двух философов — вопрос неоднозначный.
О их взаимоотношениях известный философ Ганс-Георг Гадамер писал: «На вопрос о том, чем являлась ФЕНОМЕНОЛОГИЯ в период после Первой мировой войны, Эдмунд Гуссерль дал исчерпывающий ответ: „Феноменология — это Я и Хайдеггер“». Тем не менее Гадамер отмечал, что в отношениях между Гуссерлем и Хайдеггером было достаточно разногласий и что быстрый подъём Хайдеггера в философском плане, то влияние, которое он имел, его сложный характер должны были заставить Гуссерля подозревать в нем натуру в духе ярчайшей личности Макса ШЕЛЕРА.
Роберт Достал описывал влияние Гуссерля на Хайдеггера таким образом: «Хайдеггер, который предполагал, что может разорвать отношения с Гуссерлем, основывал свою герменевтику на той трактовке времени, которая не только имеет множество схожих черт с интерпретацией времени Гуссерлем, но и была достигнута благодаря аналогичному феноменологическому методу, использовавшемся Гуссерлем…Разница между Гуссерлем и Хайдеггером значительна, но мы не сможем понять, насколько феноменология Гуссерля определила взгляды Хайдеггера, так же как и не сможем оценить тот проект, который разрабатывался Хайдеггером в „Бытии и Времени“ и почему он оставил его незавершенным».
Даниель Дальстром оценивал работы Хайдеггера как «отклонение от Гуссерля в результете неправильного понимания его работ». Дальстром пишет об отношениях между двумя философами: «То молчание Хайдеггера, которого он придерживался относительно сильнейшего сходства его интерпретации времени и исследований внутренней темпоральности сознания Гуссерля способствуют неправильному пониманию Гуссерлевского понятия интенциальности. Несмотря на критику, которую Хайдеггер вносил в свои лекции, интенциональность (что, косвенно, означает „быть“) не была истолкована Гуссерлем как „абсолютное наличие“. Таким образом, относительно всех этих „опасных сближений“ можно все же сказать, что хайдеггеровская трактовка временности имеет несколько фундаментальный отличий от идеи темпорального сознания Гуссерля».
Сёрен Кьеркегор оказал значительное влияние на экзистенциальную концепцию Хайдеггера. Концепция «тревоги» (в экзистенциальном смысле), осознания смертности (бытия-к-смерти) Хайдеггера во многом основывались на размышлениях Кьеркегора. Также он повлиял на понимание нашего субъективного отношения к правде, нашей экзистенции перед лицом смерти, временности экзистенции и важности утверждения нашего всегда глубоко индивидуального бытия-в-мире.
Гёльдерлин и НИЦШЕ оказали сильнейшее влияние на становление Хайдеггера как философа, и множество его лекционных курсов были посвящены им, особенно в 1930-х и 1940-х. Лекции о Ницше были основаны в основном на тех посмертно изданных материалах, которые должны были составить его труд «Воля к власти». Опубликованным же при жизни работам Ницше Хайдеггер уделял куда меньше внимания. Хайдеггер считал «Волю к власти» Ницше кульминацией Западной метафизики, и его лекции были построены в духе диалога двух мыслителей.

Словарные статьи, связанные с Хайдеггер

Произведения Хайдеггер в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Хайдеггер