Социология в Украине

Фрейзер Джеймс (Sir James George Frazer; 01.01.1854, Глазго – 07.05.1941, Кембридж)

Фрейзер Джеймс (Sir James George Frazer; 01.01.1854, Глазго – 07.05.1941, Кембридж)Фрейзер Джеймс (Sir James George Frazer; 01.01.1854, Глазго – 07.05.1941, Кембридж) - британский классицист и антрополог; главная работа — "Золотая ветвь" (1890). Востоковед У. Робертсон-Смит утверждал, что Тотемизм мог быть первоначальной религией, ибо каждый РОД поклонялся своему божеству. Фрейзер в монументальном труде, объединившем библейские ссылки, классические мифы, этнографию и фольклор, проиллюстрировал теорию развития мистической мысли. Подобно КОНТУ, он считал, что самой примитивной формой мысли была МАГИЯ, за которой следовала РЕЛИГИЯ, а венцом стала НАУКА. Утверждение о том, что ХРИСТИАНСТВО произошло от ТОТЕМИЗМА, оказало значительное воздействие на мыслителей. Хотя его влияние на литературу и богословие было известно (наилучший пример — Т.С. Элиот), среди антропологов эволюционная схема Фрейзера оценивалась с некоторым оттенком "кабинетного теоретизирования".
Джеймс Джордж Фрэзер родился в Глазго 1 января 1854 года. Он был старшим из четырёх детей в семье фармацевта. родители Фрэзера состояли в Свободной церкви Шотландии — консервативной секте, которая в 1840-х гг. порвала с официальной шотландской ЦЕРКОВЬЮ. Джеймс вырос в атмосфере глубокой набожности, которую, как он позже писал, совсем не считал гнетущей.
Фрэзер поступил в УНИВЕРСИТЕТ Глазго в возрасте 15 лет (обычный возраст для того времени). Получил образование по специальности ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (1869—74). В мемуарах он вспоминает, что в это ВРЕМЯ с ним произошли три важные вещи: он на всю оставшуюся жизнь увлёкся классическими языками и литературой, понял, что мир управляется системой неизменных природных законов, и безболезненно потерял религиозную веру своего детства.
Прочитав книгу Э. ТАЙЛОРА «Первобытная культура» (1871), решил изучать антропологию. Он считал, что хотя шотландское образование дало более разностороннюю подготовку, чем это сделало бы английское, но всё-таки его уровня не достаточно, и поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета для получения второй степени бакалавра, где стал учеником У. Р. Смита (англ.) и в 1874—79 гг. изучал классическую филологию, философию и право. С 1879 года и до конца жизни работает в Кембриджском университете, с 1907 года — профессор социальной антропологии.
В 1896 году Фрэзер женился на Элизабет Гроув (Elizabeth [Lilly] Grove) — вдове французского происхождения с двумя детьми, которая из-за бедности стала писательницей. Она была автором важного исследования, посвящённого истории танца, и множества пьес, использовавшихся для обучения во французской школе. Элизабет была убеждена, что научное сообщество недооценивает заслуги её мужа, который полностью соответствовал СТЕРЕОТИПУ учёного — был застенчив и неразговорчив. Она организовала ПЕРЕВОД его работ на французский язык, благодаря чему Фрэзер стал очень известным во Франции после Первой мировой войны. В 1907 году он стал членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, а в 1907—1908 гг. — профессором социальной антропологии Ливерпульского университета. На протяжении всей жизни Фрэзер получал высшие академические награды. В 1914 году он был произведён в звание рыцаря, в 1920 году стал членом Королевского Общества, а в 1925 году получил награду за заслуги.
С 1930 года почти полностью ослеп. Умер Джеймс Джордж Фрэзер 7 мая 1941 года в возрасте 87 лет.
Фрэзер развивал сравнительный метод в этнографии, он является одним из родоначальников сравнительного религиоведения. Его работы затрагивали широкий спектр антропологических исследований. Он был первым, кто предположил наличие связи между мифами и РИТУАЛАМИ. В основу его исследований были положены три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и фундаментальная противоположность РАЗУМА предрассудку.
Фрэзер был кабинетным учёным и почти никогда не покидал пределов Англии. Кроме Италии и Греции практически нигде не был, а большую часть фактического материала получил от миссионеров и служащих Британской империи, живших в колониях, использовав для этого рассылку специальных опросников.
Джеймс Фрэзер начал писать благодаря своему другу Уильяму Робертсону Смиту, который был редактором энциклопедии «Британника» и предложил Фрэзеру сотрудничество. Так как к тому времени тома до буквы «O» уже вышли в ПЕЧАТЬ, Фрэзер начал работать над статьями, идущими после буквы «P». Он стал автором таких важных статей, как «Табу» и «Тотем».
Первая работа «Тотемизм» вышла в 1887 году. Наиболее известная работа Фрэзера, принесшая ему мировую славу, — «Золотая ветвь» («The Golden Bough») — была впервые опубликована в 1890 году. В этой книге собран и систематизирован огромный фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, АНИМИЗМУ, ТАБУ, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов. В этой книге проводятся параллели между древними КУЛЬТАМИ и ранним христианством. Труд был расширен до 12 томов в последующие 25 лет.
Джеймс Джордж Фрэзер вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука. Согласно Фрэзеру магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» СТАДИИ РАЗВИТИЯ люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.
Материалы из произведений Фрэзера, посвящённые символическому циклу жизни, смерти и возрождения, широко использовались в литературе и искусстве периода, последовавшего за Первой мировой войной. Например, аллюзии на книги Фрэзера можно найти в «Бесплодной земле» Томаса Элиота.
Даже оппоненты ученого неоднократно отмечали образованность этого человека. Несмотря на критику своей работы " Тотемизм и ЭКЗОГАМИЯ", Фрезер изложил все три точки зрения на этот вопрос, доверив решить ДОСТОВЕРНОСТЬ читателям. Его трудами пользовались, и пользуются историки многих стран. Среди них, например, В. Я. Пропп, чьи труды по русской фольклористике и этнографии остаются авторитетными по сей день. Одну из оценок ученому дал С.А. Токарев:
Фрезер никогда не держался за единожды построенную им теорию, легко усваивал новые мысли, менял свою точку зрения. Он нисколько не стеснялся открыто в этом признаваться, честно объясняя перемены своего взгляда, а порой даже не противопоставляя новый взгляд прежнему... Несмотря на то, что речь тут идет о спорных, а порой и малоубедительных взглядах Дж. Фрэзера, его научная честность, несомненно, заслуживает одобрения.
Так же он замечал: «И несомненно прав Агнус Дауни, который считает огромной заслугой Фрэзера перед этнографией то, что он " ...своими сочинениями возбудил широкий общественный интерес к этому предмету и привлек многих ученых к тому, чтобы занятся подобными исследованиями».

Словарные статьи, связанные с Фрейзер

Нет ничего в словаре.

Произведения Фрейзер в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Фрейзер