Социология в Украине

Фергюсон Адам (Adam Ferguson; 20.06.1723, Пертшир – 22.02.1816, Сент-Эндрюс)

Фергюсон Адам (Adam Ferguson; 20.06.1723, Пертшир – 22.02.1816, Сент-Эндрюс)Фергюсон Адам (Adam Ferguson; 20.06.1723, Пертшир – 22.02.1816, Сент-Эндрюс) - известнейший философ шотландского просвещения и настоящий практик в социологии еще до того, как Огюст КОНТ внедрил термин СОЦИОЛОГИЯ. Фергюсон, чьи работы оказали влияние, помимо прочих, на самого МАРКСА, особенно интересовался процессом исторического изменения в широких эволюционных рамках. "Эссе по истории гражданского общества" (1767) рассматривает возникновение цивилизованного общества из предшествующих состояний, характеризуемых как "дикость" и "варварство". Эта тема станет близкой последующим мыслителям.
Согласно Фергюсону, гражданским являлось лишь ОБЩЕСТВО утонченное, восприимчивое к морали и искушенное в политике. Однако ДОСТИЖЕНИЕ данного условия еще не гарантировало стабильности или долговечности. ДИКОСТЬ от варварства отличало учреждение частной собственности, породившей эгоистическую, индивидуалистскую и своекорыстную погоню за наживой. Постепенно усложнялись процессы разделения труда и торговые отношения, характерные для гражданского общества, что могло привести к его превращению в политический деспотизм. Как впоследствии и Эмиль ДЮРКГЕЙМ, Фергюсон остро осознавал проблемы социального порядка, порождаемые экономическим ИНДИВИДУАЛИЗМОМ; подобно Марксу, он понял отчуждающее воздействие капиталистического разделения труда.
Свой главный труд «Essay on the history of the civil society» Фергюсон опубликовал в 1766 г. С точки зрения литературной формы он страдал многословием, некоторыми тривиальными длиннотами и большой тяжеловесностью. Но на фоне тяжелого изложения выделялись некоторые сильные и плодотворные идеи. Фергюсон — один из родоначальников позитивистских и социологических попыток эмпирического и в то же ВРЕМЯ конструктивного понимания того развития, которое проходят формы человеческого общества от примитивной ступени к более высокой культуре под ДЕЙСТВИЕМ общих законов. Он пытался поступить таким образом, следуя при этом не только побуждениям, исходившим от МОНТЕСКЬЕ, но и двигаясь по следам Юма, ибо Фергюсон подчеркивал значение ИНСТИНКТА в возникновении общества. Затем он, под сильным влиянием метода Лафито, сопоставил этот материал с сообщениями Тацита о древних германцах и с античными рассказами о раннем Риме и Спарте. Он продемонстрировал особое понимание изменения форм общества в результате растущей социальной дифференциации.
Наряду с позитивистскими тенденциями Фергюсон высказывал значимые идеи, которые вели к ИСТОРИЗМУ. Испытав благотворное воздействие учения Юма об инстинктах, он энергично выступил против обычного ПРАГМАТИЗМА, склонного объяснять возникновение и изменение государственных образований осознанными мотивами людей. ПРОИСХОЖДЕНИЕ общественных ИНСТИТУТОВ, говорил он, лежит в темном и далеком прошлом. Они возникают из естественных влечений, а не из умозрительных построений людей. Как во тьме, люди нащупывали институты, которые были не предусмотрены, а возникали как последствия их деятельности. При этом Фергюсон напоминал слова Кромвеля, что человек никогда не поднимается выше, чем тогда, когда не знает, куда идет. Таким образом, учение о возникновении государства в результате заключения договора рухнуло и в глазах Фергюсона. Строй Рима и Спарты, этот излюбленный объект прагматического наблюдения над ГОСУДАРСТВОМ, основывался, с его точки зрения, не на планах отдельных личностей, а на ситуации, в которой находился народ и его гении.

Словарные статьи, связанные с Фергюсон

Произведения Фергюсон в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Фергюсон