Социология в Украине

Фейерабенд Пауль К. (Paul Karl Feyerabend; 13.01.1924 – 11.02.1994, Генольер)

Фейерабенд Пауль К. (Paul Karl Feyerabend; 13.01.1924 – 11.02.1994, Генольер)Фейерабенд Пауль К. (Paul Karl Feyerabend; 13.01.1924 – 11.02.1994, Генольер) - родившийся в Австрии философ науки, работавший в Великобритании и США, а также в других странах Европы. Испытавшее влияние поздней философии ВИТГЕНШТЕЙНА, его основное произведение содержало отказ от ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМА Карла ПОППЕРА. Наиболее известные его работы — "Против смелого" (1975) и "Тишина в свободном обществе" (1978), в которых он отклоняет идею об универсальном научном методе.
Подобно Томасу КУНУ, чьи труды во многом близки его работам, Фейерабенд в оценке науки делает упор на то, что она является "плотью и кровью деятельности" и определяется социально, а это нельзя понять в формальных или простых рациональных терминах. "Научным рационалистам" (вроде Поппера и Имре Лакатоса), претендующим на универсальный научный метод, Фейерабенд отвечает так: "Единственное универсальное правило в науке — это то, что «что-нибудь происходит»". Одной из основных причин, почему Фейерабенд отклоняет фальсификационизм в качестве универсального метода, является НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ научных понятий и относительности теории, а следовательно, интерпретация каких-либо потенциально опровержимых эмпирических данных. При таких обстоятельствах "плюрализм" и "размножение теорий" часто может быть лучшей стратегией, не поддерживаемой фальсификационизмом. Главная цель Фейерабенда, особенно в его поздних работах, — разоблачение сверхрационалистских претензий современной науки, ее "церковноподобного" СТАТУСА в современном обществе и "правил экспертов", которые часто этим порождаются. Нужно возвратить научные суждения в общую сферу (аргумент, отчасти созвучный работе "На свободе" Дж.С. Милля).
Полемические и иконоборческие положения Фейерабенда вызывали частые обвинения в "иррационализме". Но Фейерабенд часто преднамеренно темнит, расставляя ловушки догматическим рационалистам, чтобы спровоцировать их на еще большую степень выражения своих идей. Его же основной подход, однако, не означает четкой поддержки философского РЕЛЯТИВИЗМА, ибо это просто другая форма философского догматизма. Взамен, подобно Куну, Фейерабенд желает подчеркнуть, каким образом НАУКА и знание в целом зависят от ряда методов. В данном контексте, хотя утверждения знания относятся иногда к особой научной парадигме или особым формам жизни (как в простом обществе), в других случаях можно делать более общие утверждения с точки зрения "реализма" (Фейерабенд, 1981, говорит о "двух цепочках аргументации"). Ведь не существует окончательных правил и единой тождественной основы рациональности. Рационалисты, видимо, ошибаются, когда утверждают противоположное и изменяют собственным требованиям к "критической" философии или к науке. В подобном его представлении есть сходство с Ричардом БЕРНШТЕЙНОМ (1983), призвавшим развитие философской и социологической мысли "вне ОБЪЕКТИВИЗМА или релятивизма".
Родился 13 января 1924 в Вене. Получил прекрасное образование. Его ИНТЕРЕСЫ были весьма разнообразны: в Веймаре он изучал драматургию, в Лондоне и Копенгагене занимался философией, микрофизикой, в Вене – историей. Свою преподавательскую карьеру начал в Вене, в качестве доцента Венского ИНСТИТУТА наук и искусств. С 1951 читал лекции в Бристольском УНИВЕРСИТЕТЕ, с 1958 работал в США (из-за этого его обычно причисляют к американским ученым). В 1954 получил премию Австрийской Республики за успехи в науке и искусствах.
С начала 50-х придерживался взглядов, близких к аналитической философии как разновидности неопозитивизма. В середине 50-х посещал семинары К.Поппера и некоторое ВРЕМЯ был его последователем, но вскоре занял критическую позицию по отношению к поппернианству. Тем не менее, влияние К.Поппера заметно и в поздних работах (например, попперовский принцип фальсифицируемости, который у Фейерабенда доводится до предела).
Имя Фейерабенда приобрело мировую известность благодаря концепции «эпистемологического Анархизма». Концепция вырастает из критики ортодоксального научного подхода, в основе которого лежат два принципа: 1. принцип дедуцируемости, согласно которому все успешные теории в одной и той же области обязательно должны быть совместимыми, 2. принцип инвариантности значений, благодаря которому при включении некой новой теории Тў в ТЕЛО старой теории Т, происходит коррекция значения теории Тў, замена онтологии новой теории на онтологию старой. Стремление согласовать новую теорию со старой, сделать их непротиворечивыми приводит к тому, что сохраняется не лучшая, а более старая ТЕОРИЯ.
Кроме того, Фейерабенд подвергает критике мнение, что теория – лишь удобная схема для упорядочивания фактов. Он подчеркивает, что каждая научная теория несет свой особый способ рассмотрения мира. Ее ВОСПРИЯТИЕ оказывает влияние на наши общие убеждения и ожидания, и посредством этого – на опыт и наше представление о реальном. Получается, что «факты» и «экспериментальные результаты», служившие мерилами достоверности теории в классической науке, не так уж непогрешимы, а, наоборот, обусловлены изначальной установкой исследователя. На основе этого утверждения Фейерабенд вводит «правило контриндукции», которое гласит, что необходимо вводить и разрабатывать гипотезы, несовместимые с хорошо обоснованными теориями, существовавшими ранее, с фактами и данными экспериментов. Ведь зачастую свидетельство, способное опровергнуть некоторую теорию, может быть получено только при помощи альтернативы, несовместимой с данной теорией. Рекомендация использовать альтернативы только после того, как опровержения уже дискредитировали ортодоксальную теорию, ставит, по выражению Фейерабенда, телегу впереди лошади. Правило контриндуктивности Фейерабенд кладет в основу своей плюралистической методологии. В статье Против методологического принуждения (Against Method, London: Verso, 1975) Фейерабенд пишет, что настоящий ученый должен «сравнить идеи с другими идеями, а не с опытом, и пытаться улучшить те концепции, которые потерпели поражение в соревновании, а не отбрасывать их. Действуя таким образом, он сохраняет концепции человека и космоса, содержащиеся в книге бытия или Поимандре и будет их использовать для ОЦЕНКИ успеха теории эволюции и других новейших концепций». Широкую известность Фейерабенд приобрел во многом благодаря требованию разрабатывать несовместимые с фактами теории на том основании, что не существует ни одной более или менее интересной теории, которая согласуется со всеми известными фактами. Для возможности существования плюралистической методологии необходимо отсутствие установленных стандартов, пропаганды, принуждения. Отсюда тезис «допустимо все» («anything goes»).
Фейерабенд напоминает, что наука – это сравнительно новая форма знания, возникшая всего двести лет назад, которая рождалась в жестоком КОНФЛИКТЕ с религией и, возможно, сама рано или поздно будет отстранена с передовых позиций какой-либо иной формой познания. Наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить ФИЛОСОФИЯ науки. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки. Ведь современная наука господствует не в силу ее достоинств, а благодаря организованным для нее пропагандистским и рекламным акциям. Это – форма идеологии и она, по мнению Фейерабенда, должна быть отделена от государства, как это уже сделано в отношении религии. Каким образом может быть организовано ГОСУДАРСТВО, в котором возможен такой подход к науке?
Прежде всего Фейерабенд отвергает идею, что для решения проблем должна существовать теория, разработанная специалистами, т.е. интеллектуалами, которые объясняют, что возможно и что невозможно. В свободном обществе интеллектуалы и идеи, которые они ценят, и способы, которые они считают наиболее подходящими, представляют лишь одну из многих традиций. Проблемы решают не специалисты (хотя их советами не пренебрегают). Фейерабенд пишет: «Но возьмем, к примеру, идею движения Земли. Она возникла в античности, была разгромлена аргументами аристотеликов, считалась невероятной нелепостью Птолемеем, и, тем не менее, с триумфом возвратилась в 18 столетии. Можно привести и немало других примеров, подтверждающих следующую мораль: временную задержку в развитии некоторой идеологии (которая представляет собой пучок теорий, соединенных с определенным методом и более общей философской концепции) нельзя считать основанием для ее устранения».
Для создания свободного общества необходимо предоставление всем традициям одинаковых прав, а для того, чтобы осуществить этот проект необходимо изменить структуру общества с идеологической на охранительную, (не навязывающую некую теорию в качестве обязательной, но поддерживающую все теории). Конечно, Фейерабенда зачастую обвиняют в эпатаже и утопичности, однако нельзя отрицать благотворного влияния его критики на академическую, устоявшуюся и догматизированную науку.
Умер Фейерабенд 11 февраля 1994 в Цюрихе (Швейцария).

Словарные статьи, связанные с Фейерабенд

Произведения Фейерабенд в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Фейерабенд