Социология в Украине

Фанон Франц (Frantz Omar Fanon; 20.07.1925, Фор-де-Франс – 06.12.1961, Бетесда)

Фанон Франц (Frantz Omar Fanon; 20.07.1925, Фор-де-Франс – 06.12.1961, Бетесда)Фанон Франц (Frantz Omar Fanon; 20.07.1925, Фор-де-Франс – 06.12.1961, Бетесда) - родившийся во Франции психиатр и СОЦИАЛЬНЫЙ теоретик. Его критический анализ КОЛОНИАЛИЗМА, поддержка алжирского НАЦИОНАЛИЗМА и революционной вооруженной борьбы отражены в широко известных работах "Черная кожа, белые умы" (1952) и "Обездоленный на земле" (1961).
Франц Фанон родился на принадлежавшем Франции острове Мартиника в Карибском море. Он принадлежал к семье смешанного происхождения: его отец был потомком африканских рабов, а мать по одной из линий происходила из Страсбурга в Эльзасе. На Мартинике посещал самое престижное учебное заведение на острове, Lycée Schoelcher, где учился у знаменитого поэта и основателя концепции НЕГРИТЮДА Эме Сезера.
Антиколониальные убеждения Фанона окончательно оформились в годы Второй мировой войны. После оккупации Франции немцами в 1940 на Мартинике расквартированные здесь вишистские ВОЙСКА подпали под морскую блокаду; в этих условиях значительно участились случаи насилия и домогательств по расистскому принципу со стороны французских СОЛДАТ. В возрасте восемнадцати лет Фанон, увидевший собственными глазами самые крайние формы колониального РАСИЗМА, бежал с острова на британскую Доминику, где присоединился к войскам Свободной Франции. Получив некоторый опыт в составе голлистских сил, после высадки союзников в Нормандии вступил в ряды французской армии и принимал участие в освобождении Франции, в частности, в боях в Эльзасе. После тяжёлого ранения, полученного при Кольмаре в 1944, был награждён медалью Военного креста (Croix de Guerre). Однако уже после форсирования Рейна полк, в котором служил Фанон, был «очищен» по расовому принципу: все темнокожие солдаты, включая Франца, были отправлены назад в Тулон.
В 1945 Фанон вернулся на Мартинику, однако после окончания бакалавриата навсегда выехал оттуда. Ещё во ВРЕМЯ нахождения на острове он принял активное участие в избирательной кампании своего наставника и товарища Эме Сезера, баллотировавшегося в Национальное собрание Четвёртой Республики первого созыва как кандидат Коммунистической партии Франции от Мартиники. Прибыв во Францию, получил ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Лионском УНИВЕРСИТЕТЕ, где изучал медицину и психологию, а также посещал лекции по философии (в том числе у Мориса МЕРЛО-ПОНТИ), теории литературы и драматургии. Получив диплом психиатра в 1951, Фанон продолжал заниматься под руководством Франсуа де Тосквилля и начал работать по специальности.
В 1953 Фанон покинул Францию и выехал в принадлежавший ей Алжир, где в годы Второй мировой войны некоторое время был расквартирован его полк. С 1953 по 1956 он возглавлял (chef de service) психиатрическое ОТДЕЛЕНИЕ в госпитале Блида-Жуанвиля в Алжире. После начала Алжирской войны в ноябре 1954 присоединился к алжирскому движению за НЕЗАВИСИМОСТЬ, а в 1956 стал редактором газеты «Воин» («El Moudjahid») — главного печатного издания алжирского Фронта национального освобождения, издававшегося в Тунисе. Таким образом, Франц Фанон стал главным идеологом ФНО и одной из ключевых фигур в среде алжирских борцов за независимость. За это время он много ездил по стране, в основном по РАЙОНУ Кабиле, изучая культурную и психологическую жизнь алжирцев.
Весной 1956 написал своё знаменитое «Письмо министру-резиденту об отставке», в котором окончательно порвал со своим французским ассимиляционным воспитанием и образованием. Как результат, в январе 1957 ГОСПИТАЛЬ в Блиде был закрыт как «рассадник бунтарей», а сам Фанон был выдворен французскими властями из Алжира. Он был вынужден вернуться во Францию, а оттуда тайно выехать в Тунис. В 1960 Временное правительство Алжира Ахмеда Бен Беллы назначило его послом в Республике Гана. В этом качестве он посещал конференции в Аккре, Конакри, Аддис-Абебе, Леопольдвиле (нынешней Киншасе), Каире и Триполи.
После изнурительного переезда через Сахару для открытия Третьего фронта у Фанона была выявлена лейкемия. По совету тунисских специалистов он приезжал на лечение в Советский Союз. После посещения СССР почувствовал некоторое ослабление болезни, что позволило ему успеть закончить своё политическое завещание — известную книгу «Проклятьем заклеймённые» («Les damnés de la terre»; русские переводчики обычно не признают в её названии первую строчку из «Интернационала» Эжена Потье и передают его как «Проклятые земли»). Пока он ещё не был прикован к кровати, Франц Фанон читал лекции офицерам Армии национального освобождения (Armée de Libération Nationale) в Гардимао на тунисско-алжирской границе. Совершив последний предсмертный визит к Жану-Полю САРТРУ в Рим, в силу ухудшившегося состояния здоровья выехал в США. Франц Фанон умер 6 декабря 1961 в пригороде Вашингтона (округ Колумбия) Бетесде (штат Мэриленд) под именем Ибрагима Фанона. Он был похоронен в склепе мучеников в Айн Керме на востоке Алжира.
В 1952 Фанон выступил с книгой «Чёрная кожа, белые маски» («Peau noire, masques blancs»), в которой жёстко обличал расизм и колониализм. Незадолго до его смерти, в 1961, увидела свет его книга «Проклятьем заклеймённые» («Les damnés de la terre»). Благодаря этой книге, запрещённой к печати во Франции, Фанон занял в сознании оппозиционных левых интеллектуалов место ПРОРОКА и автора социального евангелия, требовавшего очищения колониальных народов от отсталости через «коллективный КАТАРСИС», достигаемый благодаря революционному насилию против угнетателей.
Воспевая революционное насилие как «великий ответный механизм» угнетённых, Фанон оказал значительное влияние как на национально-освободительные движения Африки и Латинской Америки, так и на леворадикальное движение в западных странах. Идеи Фанона воспринимались как непосредственно, так и через Жана-Поля Сартра, написавшего к книге «Проклятьем заклеймённые» предисловие, а также Герберта МАРКУЗЕ, приспособившего их к западноевропейским реалиям. Посмертно (в 1964) был издан программный сборник Фанона, составленный из написанных в поздние годы жизни кратких произведений, — «К африканской революции» («Pour la révolution africaine»). В этой книге Фанон проявил себя, среди прочего, и как военный стратег. Идеи Фанона в оригианльном ключе развил Паулу Фрейре. Последователями его идей считали себя Чёрные пантеры.

Словарные статьи, связанные с Фанон

Произведения Фанон в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Фанон

Нет ничего в библиотеке.