Социология в Украине

Сартр Жан-Поль (Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21.06.1905, Париж – 15.04.1980, Париж)

Сартр Жан-Поль (Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21.06.1905, Париж – 15.04.1980, Париж)Сартр Жан-Поль (Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21.06.1905, Париж – 15.04.1980, Париж) - французский философ и романист, чье творчество сочетало Экзистенциализм с МАРКСИЗМОМ. На метод Сартра повлияла ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Гуссерля, но основное ПОНЯТИЕ его философии восходит к ХАЙДЕГГЕРУ: хотя мы не можем избежать "данностей" нашей начальной ситуации ("ситуационности"), мы вольны действовать, чтобы изменить ее. Сартр проводит различия между "бытием-в-себе" (подсознательным, "овеществленностью") и "бытием-для-себя" (сознательным, "ничем" и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ). Политизированный второй мировой войной и связями с Французской коммунистической партией, он ставил цель преодолеть экономическую и социальную "структуры выбора", ограничивающие выбор, что связывало экзистенциализм с марксизмом. Его важнейшая работа — "Бытие и ничто" (1956), а главный вклад в марксизм — "Критика диалектического РАЗУМА" (1960).
Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было всего лишь 15 месяцев у него умер отец. СЕМЬЯ перебралась в родительский дом в Мёдоне.
Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу («Эколь нормаль») в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском ИНСТИТУТЕ в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де БОВУАР, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом МЕРЛО-ПОНТИ он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира. После неоднократных угроз французских националистов ими была взорвана его квартира в центре Парижа.
В 1956 году Сартр и редакция журнала Les Temps modernes дистанцировались, в отличие от Камю, от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступал против пыток, утверждая свободу народов определять свою судьбу, анализирует НАСИЛИЕ как гангрену, производную КОЛОНИАЛИЗМА.
Отстаивание своей позиции проходило не в безопасности: квартира Сартра два раза взрывалась, а редакцию Les Temps modernes пять раз захватывали боевики-националисты.
Сартр активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это ВРЕМЯ он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.
Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания — в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о ГЕНОЦИДЕ, в том числе французском в Алжире.
Сартр был участником революции во Франции 1968 года (можно даже сказать, её СИМВОЛОМ: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».
Жан-Поль Сартр умер в 1980 году, и в последний путь его провожали 50 000 человек.
Литературная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше ВРЕМЯ». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному ИНСТИТУТУ и поставить под сомнение свою НЕЗАВИСИМОСТЬ. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам неудачный момент для присвоения премии — премия была присуждена, когда Сартр открыто критиковал СССР.
В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, БЕРГСОНА, Гуссерля, Достоевского и ХАЙДЕГГЕРА. Увлекался ПСИХОАНАЛИЗОМ. Написал предисловие к книге Франца ФАНОНА «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе.
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является ПОНЯТИЕ свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведенная в статье «Экзистенциализм — это ГУМАНИЗМ» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».
«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.
Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы — это ЗНАКИ индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, ГОСУДАРСТВО, которое представляет отчуждённый феномен — ОТЧУЖДЕНИЕ у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.
Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.
Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что ИСТОРИЯ создается им самим.
Сартр настаивает на том, что ДИАЛЕКТИКА исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с ОТРИЦАНИЕМ диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

Словарные статьи, связанные с Сартр

Произведения Сартр в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Сартр