Социология в Украине

Роджерс Карл (Carl Ransom Rogers; 08.01.1902, Оук-Парк – 04.02.1987, Сан-Диего)

Роджерс Карл (Carl Ransom Rogers; 08.01.1902, Оук-Парк – 04.02.1987, Сан-Диего)Роджерс Карл (Carl Ransom Rogers; 08.01.1902, Оук-Парк – 04.02.1987, Сан-Диего) - психолог феноменологии в рамках гуманистического движения, более известный как разработчик клиентоцентристского или личностноцентристского консультирования ("Клиентоцентристская терапия", 1951). Его влияние в области персонального консультирования было настолько велико, что эту методологию часто называют "роджерианской".
Главным в теории личности Роджерса и в гуманистическом движении в целом является акцент на тенденции к "персональному росту — врожденной тенденции организма". Но в ходе этого процесса могут возникать проблемы, связанные с окружающей средой. В частности, человек обладает потребностью в "безоговорочном положительном отношении" со стороны других, если развивает положительное ОТНОШЕНИЕ к самому себе. родители, в частности, несут ответственность за обеспечение безоговорочного положительного отношения и не навязывание нереалистичных "условий достоинства". Если человек испытал травмирующие воздействия и утратил или не развил чувство собственного достоинства, тогда для его выработки может понадобиться консультация/терапия.
Феноменологическая ПСИХОЛОГИЯ рассматривает человека как существо с уникальным персональным ВОСПРИЯТИЕМ мира. Поэтому клиентоцентристская терапия стремится облегчить клиенту понимание своего положения, позволяя высказаться и не навязывая руководство в атмосфере эмпатии, искренней сердечности и безусловно положительного отношения с намерением увеличить положительное отношение к себе и уменьшить факторы, огранивающие достоинство. Эта техника была разработана в процессе работы с неврастениками, и именно они особенно разговорчивы и имеют высокий показатель излечимости, что является наибольшим успехом.
Роджерс не ограничивал себя индивидуальными психотерапевтическими консультациями, но как гуманистический психолог был заинтересован в помощи каждому "самореализоваться". Он активно разрабатывал групповые методы ("Группы столкновений", 1970), а также применял свои идеи в области образования ("Свобода учиться", 1969).
Родился 8 января 1902 в Оук-Парке (шт. Иллинойс). Был четвертым из шести детей Уолтера Роджерса и Джулии Кашинг. По словам Роджерса, это была замкнутая СЕМЬЯ со «строгой, бескомпромиссной религиозно-этической атмосферой, где преклонялись перед добродетелью упорного труда». Мальчик рос застенчивым и чувствительным. Благодаря навыкам беглого и правильного чтения, в 1909 был принят сразу во второй класс школы (в этой же школе учился Э.Хемингуэй, а его отец преподавал естествознание). Тогда же Роджерс познакомился с Хелен Элиот, ставшей затем его женой. Когда ему исполнилось 12 лет, семья купила ферму. Там Роджерс увлекся разведением и изучением ночных бабочек, читал труды по сельскому хозяйству и получал первые представления о практических и научных методах исследования.
Поступил в 1919 в УНИВЕРСИТЕТ шт. Висконсин на сельскохозяйственный факультет, но, готовясь к будущей духовной профессии, занялся историей и получил по ней степень бакалавра.
В 1922 Роджерс в составе делегации Молодежной христианской ассоциации полтора года провел в Китае. В книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» (On Becoming a Person, 1961) Роджерс писал: «Я увидел, как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми». Он разочаровался во взгляде на человека через призму какой бы то ни было конфессии. Взгляд Роджерса оказался шире и гуманистичнее религиозного, что отразилось как на его теории, так и на практической деятельности. Долгие годы Роджерс находился под влиянием семьи, которая настаивала на духовном поприще, и только будучи уже зрелым человеком, он смог освободиться от ее давления и выбрать свой путь. Это осложнило его отношения с родителями, но способствовало профессиональному становлению. Свобода от давления АВТОРИТЕТОВ сделала возможным разработку оригинального направления в условиях критики со стороны профессионалов.
В 1924 поступил в теологическую семинарию г.Юнион, славящуюся либеральными взглядами. Там участвовал в студенческом кружке, большинство студентов которого «отказались от религии», в том числе и Роджерс. Он искал область знания, где «свобода его мысли ничем не будет ограничена», и увлекся психологией. Посещал лекции Колумбийского педагогического университета, занимался философией образования под руководством У.Килпатрика, стал клиническим психологом в детской клинике. Был интерном в ИНСТИТУТЕ помощи детям (занимался диагностикой и КОНСУЛЬТИРОВАНИЕМ клиентов по вопросам развития ребенка). После интернатуры Роджерс 12 лет работал психологом в Обществе предотвращения жестокого обращения с детьми с несовершеннолетними преступниками и детьми из малообеспеченных семей. Во ВРЕМЯ этой работы складывались его собственная ТЕОРИЯ и методы – клиенто-центрированный подход. В 1939 вышла книга «Клиническое лечение трудного ребенка» (Clinical Nreanment jf Problem Child). С этим периодом совпало ранее ДЕТСТВО сына и дочери Роджерса. В книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» Роджерс пишет, что благодаря жене, становился все более понимающим родителем, и они вместе гордятся тем, что могут «интимно, по-настоящему» общаться с уже взрослыми детьми и их супругами.
В 1940 Роджерса пригласили в государственный университет шт. Огайо на должность профессора. В этом же году была опубликована его статья «Процесс терапии» (The Processes of Therapy, 1940), вызвавшая полемику. В 1942 вышла книга «Консультирование и ПСИХОТЕРАПИЯ» (Counselling and Psychotherapy, 1942), в которой был изложен и разработан подход к новому направлению психотерапии, известному как «недирективное КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ».
В 1945 при Чикагском университете Роджерс открыл консультативный центр, где на практике применял направление терапии, «центрированной на клиенте». Отражением этой работы стала книга «Клиент-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications, and Theory, 1951). Работая в Чикагском университете, избирался президентом Американской ассоциации прикладной психологии (1945–1946), Американской психологической ассоциации (1946–1947), Американской академии психотерапевтов (1956–1957).
С 1957–1961 в Висконсинском университете Роджерс вел курсы психиатрии и психологии. Новых подход к преподаванию изложен в работе «Свобода учиться» (Freedom to Learn: A View of What Education Might Become, 1969).
В 1961 выходит самая известная книга Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека» (On Becoming a Person, 1961), в которой он обобщает свой терапевтический опыт за 10 лет.
В 1964 работал в Западном институте поведенческих наук г.Ла-Хоя (La Jolla), а с 1968 там же руководил Центром по изучению личности.
С 1950-х Роджерс – один из ведущих представителей гуманистического направления – «третьей силы» в психологии (А.Маслоу). В 1960-е годы Роджерс стал лидером движения, получившего название «групп встреч» (групповой психотерапии). Известна его книга «Карл Роджерс о ГРУППАХ встреч» (Carl Rogers on Encounter Groups, 1970). В 1970-ые Роджерс, используя метод групповой психотерапии, пытался решать проблемы международных и этнических конфликтов. Он проводил лекции и группы встреч во многих странах мира (Мексика, Австрия, Бразилия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Япония, Южная Африка, Швейцария и др.), в т.ч. в 1986 посетил СССР, что оказало большое влияние на развитие психотерапии и психологического консультирования в России.
Карл Роджерс заменил ПОНЯТИЕ «пациент» понятием «клиент», что значительно изменило акцент в психотерапии. Пациент – больной, который не может знать причину беспокойства и способы лечения, ему необходима помощь профессионала-психотерапевта. Клиент же – активный участник психотерапевтического процесса. Клиент знает себя лучше, чем терапевт, и поэтому терапевт следует за клиентом, «отражая» как в зеркале, его чувства и представления для того, чтобы клиент мог увидеть и понять себя. Терапевт «демонстрирует безусловное принятие клиента как человека, который способен самостоятельно строить свою жизнь». Они вместе ищут решение проблемы, какой она видится клиенту.
Такой подход основан на гуманистическом представлении о человеке: принципе ЦЕННОСТИ и уникальности человеческой личности, имеющей природное позитивное начало, и принципе самореализации. Ядро человека – «позитивная, продвигающаяся вперед, конструктивная, реалистичная, достойная доверия» сущность. Движение вперед (стремление к сохранению и укреплению достигнутого и к жизни-процессу (но не к завершениям и стабильным состояниям)) является естественным. Опираясь на существующие на тот момент теории и свой практический опыт К.Роджерс создает теорию личности. В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ человек приобретает опыт, складывающийся из переработанных восприятий (символизированный опыт). Такой опыт уникален, индивидуален и в полной мере доступен только самому человеку. Он образует «феноменальное (перцептивное) поле», являющееся для индивида реальностью, на которую реагирует его организм. Таким образом, ВОСПРИЯТИЕ играет решающую РОЛЬ в определении поведения. Некоторая часть перцептивного поля образует систему «Я» в результате взаимодействия (в особенности оценочного) со средой и с другими людьми. СИСТЕМА представлений о себе и окружающей среде – «Я-концепция». На ПОВЕДЕНИЕ человека влияет организм и «Я-концепция». Если сенсорные и висцеральные (относящиеся к внутренним органам) опыты организма (тенденции) допускаются к осознанию и согласуются со структурой «Я», то ЛИЧНОСТЬ – интегрированная (целостная), конгруэнтная («Я-концепция» соответствует опыту) и тенденция к реализации себя осуществляется.
Если вновь получаемый человеком опыт не соотносится с его представлениями о себе или о мире, то он может восприниматься как угрожающий. «Я-концепция», стремясь к самосохранению, или не допускает этот опыт до восприятия и осознания (отрицание), или искажает, при этом поддерживается ошибочная «Я-концепция». Чем больше искаженного и отрицаемого опыта, тем более ошибочна СТРУКТУРА, и тем больше опыта воспринимается ею как угроза. Угроза и защита, повторяясь одна за другой, ведут к росту несоответствия структуры «Я» и опыта, растет уязвимость личности, напряжение и тревога. Это приводит к невротизации личности – уходу от своей индивидуальности, отказу от актуализации, к закрытости для нового опыта и изменений.
Опыт, не соответствующий «Я-концепции», может не восприниматься угрожающим, перерабатываться, ассимилироваться и включаться в структуру «Я». Формирование и изменение «Я-концепции» происходит как в ходе обычного развития, так и в психотерапии, где условием для таких перемен клиента необходима атмосфера понимания и принятия. Эмпатическое ПОВЕДЕНИЕ, безусловное позитивное принятие терапевта, «отзеркаливающего», по выражению Роджерса, клиента, помогают росту позитивности и конгруэнтности «Я-концепции» и раскрытию тенденции к актуализации.
Умер Роджерс в Ла-Хое (шт. Калифорния) 4 февраля 1987. За несколько дней до этого его семье пришло уведомление о том, что его выдвинули на получение Нобелевской премии, но он об этом уже не узнал.

Словарные статьи, связанные с Роджерс

Произведения Роджерс в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Роджерс