Социология в Украине

Пиаже Жан (Jean William Fritz Piaget; 19.08.1896, Невшатель – 16.09.1980, Женева)

Пиаже Жан (Jean William Fritz Piaget; 19.08.1896, Невшатель – 16.09.1980, Женева)Пиаже Жан (Jean William Fritz Piaget; 19.08.1896, Невшатель – 16.09.1980, Женева) — женевский психолог, особенно известный теорией стадий когнитивного развития.
Пиаже получил квалификацию в зоологии и сохранял сильную биологическую ориентацию, подчеркивая врожденную спецификацию для развития через последовательный процесс усвоения, в котором каждая стадия является необходимой основой для следующей (например, "Происхождение ИНТЕЛЛЕКТА у детей", 1936). Это не означало отрицания значения окружающей среды — важного аспекта подобного процесса, хотя более поздние теоретики, вроде Джерома Брунера, были склонны придавать опыту окружающей среды больше веса, чем это делал Пиаже. Четыре СТАДИИ РАЗВИТИЯ были названы сенсомоторной, дооперационалъной, конкретно-операциональной и формально-операциональной. Через процессы ассимиляции и аккомодации ребенок постепенно развивается от врожденных ощущения и ответа до способности к абстрактному, гипотетически-дедуктивному мышлению в раннем возрасте. Пиаже подвергался критике за жесткость постадийной теории и аспектов его методологии. Его творчество было несомненно новаторским, дав стимулы многим исследованиям, подкрепившим главные принципы, но также показавшим, что границы между стадиями должны расцениваться как "неясные", а также что способ ОЦЕНКИ детей воздействует на их ответы, а следовательно, и на их классификацию.
Жан Пиаже родился в ГОРОДЕ Нёвшатель, столице франкоговорящего Кантона Нёвшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском УНИВЕРСИТЕТЕ. Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, и даже опубликовал несколько научных работ до окончания школы. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.
Пиаже защитил диссертацию по естественным НАУКАМ и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то ВРЕМЯ учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться ПСИХОАНАЛИЗОМ, очень популярным в то время направлением психологической мысли.
После получения ученой степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподает в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором ИНСТИТУТА РУССО в Женеве.
В 1923 г. Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трех детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 г. Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного Бюро по образованию ЮНЕСКО, во главе которого он оставался до 1968 г.
В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:
неразделенность мира и собственного Я;
АНИМИЗМ (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы);
артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).
Для их объяснения использовал ПОНЯТИЕ эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: СИНКРЕТИЗМ (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.
В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию ИНТЕЛЛЕКТА, в котором видел результат интериоризации внешних действий.
Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.
Сенсо-моторный интеллект (0—2 года)
На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается ОРГАНИЗАЦИЯ перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с СИМВОЛАМИ, представлениями во внутреннем плане.
Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет)
Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)
На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.
Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.
Подпериод конкретных операций (7—11 лет)
На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с КЛАССАМИ и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.
Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.
Формальные операции (11—15 лет)
Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный СЛУЧАЙ того, что возможно, что могло бы быть. ПОЗНАНИЕ становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.
Язык и мышление
Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в ДЕЙСТВИЕ и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно, язык — это необходимое, но не достаточное условие построения логических операций».
Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии
В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. ВЫГОТСКИЙ вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды.
К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского, и говорят, что Выготский стал единственным критиком Пиаже, которому тот ответил (от всех остальных он лишь отмахивался словами: «Ладно, согласен»).
Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна РОЛЬ обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П.Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.

Словарные статьи, связанные с Пиаже

Произведения Пиаже в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Пиаже