Социология в Украине

Лукач Дьердь (Szegedi Lukacs Gyorgy Bernat; 13.04.1885, Будапешт - 04.06.1971, Будапешт)

Лукач Дьердь (Szegedi Lukacs Gyorgy Bernat; 13.04.1885, Будапешт - 04.06.1971, Будапешт)Лукач Дьердь (Szegedi Lukacs Gyorgy Bernat; 13.04.1885, Будапешт - 04.06.1971, Будапешт) - широко известный венгерский марксист, философ и литературный теоретик.
Молодой Лукач посещал УНИВЕРСИТЕТЫ Будапешта, Берлина и Гейдельберга, где учился при Георге Зиммеле и Максе Вебере. В конце первой мировой войны присоединился к Коммунистической партии и стал депутатом-комиссаром образования в недолговечной Венгерской советской республике 1919 г. Литературные письма, в которых он предпринял попытки развить марксистскую теорию эстетики, сделали его теоретиком международного значения. Наиболее известная книга Лукача — "История и классовое СОЗНАНИЕ" (1923) — охватила несколько важных тем: значение Гегеля для интерпретации МАРКСА; теорию Маркса об отчуждении; отношения между идеологией, классовым сознанием и революцией. Способами, повлиявшими позже на членов западноевропейских "новых левых" и Франкфуртской школы критической теории, Лукач приводил доводы против сциентистских интерпретаций МАРКСИЗМА, подчеркивая важность исторической практики. В некотором противоречии с этим он, тем не менее, оказал сильную поддержку ленинским концепциям ведущей роли коммунистической партии. В 1930 г. Лукач переехал в Советский Союз, где оставался до 1945 г., после чего был назначен профессором эстетики и философии в Будапештском университете. Он всегда оставался спорной фигурой, обвиненный критиками в примирении со СТАЛИНИЗМОМ. Но в ходе венгерского народного восстания 1956 г. получил пост министра культуры в правительстве Имре Надя. Другие известные работы включают "Теорию романа" (1920), "Исторический роман" (1937), "Молодой ГЕГЕЛЬ" (1948), "Значение современного РЕАЛИЗМА" (1963), "Об эстетике" (1963), "Солженицын" (1969).
Полное венгерское имя Лукача звучит как Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский (венг. Szegedi Lukács György Bernát), однако во многих источниках, особенно на Западе, оно передаётся в немецкой форме Георг Бернхард Лукач фон Сегедин (нем. Georg Bernhard Lukács von Szegedin).
Дьёрдь Бернат Лёвингер родился в Будапеште в состоятельной еврейской семье. Его отец, банкир Йозеф Лёвингер (József Löwinger, с 1891 года — Szegedi Lukács József, с 1901 года — József von Lukács, 1855—1928), был родом из Сегеда; мать, Адель Вертхаймер (Wertheimer Adél, 1860—1917), была уроженкой Вены. Разговорным языком в семье был немецкий, так как мать Лукача так никогда и не освоила венгерский.
После окончания протестантской гимназии изучал философию в университетах Будапешта, Берлина и Гейдельберга. Докторскую степень получил в 1906 году.
Во ВРЕМЯ учёбы в Будапеште сблизился с социалистическими кругами, в частности с анархо-синдикалистом Эрвин Сабо, познакомившего Лукача с творчеством Жоржа Сореля, бывшего в начале века идейным вдохновителем многих левацких и правых движений. С 1904 по 1908 принимал участие в работе театрального кружка, усилиями которого ставились пьесы величайших венгерских и зарубежных драматургов (в их числе были произведения Генрика Ибсена, Юхана Августа Стриндберга, Герхарта Гауптмана), направленные на привлечение в театр рабочих. Занимаясь в кружке, Лукач проявил себя как переводчик, режиссёр и собственно драматург.
Был близок с Георгом Зиммелем, Максом Вебером, Эрнстом Блохом. При этом МИРОВОЗЗРЕНИЕ Лукача складывалось под влиянием кантианства. Основными его трудами этого периода стали «Душа и формы» (1910), «История развития современной драмы» (1912), «Теория романа» (1920).
Уже тогда он казался современникам значительной величиной — считается, что Томас МАНН взял его в качестве прототипа для образа католического реакционера еврейского происхождения Нафты в «Волшебной горе».
После 1-й мировой войны Лукач вышел из кружка Вебера и занял интернационалистическую позицию. Большое влияние оказала на него Октябрьская РЕВОЛЮЦИЯ в России.
Рано отойдя от ИУДАИЗМА, во время Первой мировой войны Лукач сблизился с революционными марксистскими ГРУППАМИ и в 1918 г. вступил в Венгерскую коммунистическую партию. Был народным комиссаром по вопросам культуры в правительстве Б. Куна. После падения коммунистического режима в Венгрии эмигрировал в Австрию, где сблизился с группой «левых коммунистов». Статью Лукача «К вопросу о Парламентаризме» (1920) подверг критике В. И. ЛЕНИН. В Вене Лукач написал свою наиболее оригинальную работу «История и классовое содержание» (1923), в которой содержится новая интерпретация марксистской философии, во многом противоположная той, которая господствовала в идеологии как социал-демократических, так и коммунистических партий. Лукач возродил концепцию отчуждения, содержавшуюся в ранних работах Маркса (опубликованных значительно позднее). Трактовка Лукача понятия «отчуждение» носила отпечаток гегельянства. Лукач отрицал экономический ДЕТЕРМИНИЗМ, применимость диалектики к природе и отождествление практики с экспериментом и промышленностью. Согласно Лукачу, в пролетарском сознании, самостоятельно и стихийно преобразующем действительность, преодолевается ПРОТИВОРЕЧИЕ между теорией и практикой. В коммунистических кругах идеи Лукача были объявлены идеалистическими и подверглись резкой критике. Несмотря на то, что в 1930-х гг. Лукач публично осудил свои «гегельянские ошибки», книга «История и классовое содержание» стала впоследствии одним из главных источников западного неомарксизма (так называемая Франкфуртская школа, Г. МАРКУЗЕ, Э. ФРОММ, югославская группа «Праксис» и другие).
В 1920-х гг. Лукач написал также работы «Ленин» (1924) и «Мозес Гесс и проблема идеалистической диалектики» (1926). Позднее, в автобиографической статье «Мой путь к Марксу» (1933) Лукач писал о гуманистических истоках своего социалистического мировоззрения. В 1931–33 гг. Лукач находился в Берлине, где активно участвовал в борьбе коммунистов против нацизма и социал-демократии. Одновременно он вел дискуссии по проблемам эстетики революционного искусства с леворадикальными деятелями немецкой культуры (Б. Брехт, Э. Пискатор и другие).
В 1933–45 гг. Лукач жил в Москве, был научным сотрудником ИНСТИТУТА философии АН СССР, был близок к работе Коммунистической академии, сотрудничал в журнале «Литературный критик» и «Интернациональная литература». Единомышленником Лукача стал в эти годы философ и литературовед М. А. Лифшиц. Лукач исследовал эстетические воззрения Маркса и Энгельса, проблемы истории и теории литературы. Труды Лукача этого периода — сборник «Литературные теории 19 в. и марксизм» (1937), «Исторический роман» (1937), «К истории РЕАЛИЗМА» (1939), «Гете» (1939), «Ответственность писателей» (1944), «Немецкая литература в эпоху ИМПЕРИАЛИЗМА» (1945) — переведены на многие языки. В них Лукач выступал против «формализма» и «вульгарного социологизма», обосновывал теорию реалистического искусства. Работа Лукача «Молодой Гегель» была опубликована в 1948 г. в Цюрихе и лишь в 1954 г. в Восточном Берлине.
В 1945 г. Лукач вернулся в Венгрию, где стал депутатом парламента, членом Венгерской АН и профессором Будапештского университета. Публиковал многочисленные статьи по вопросам политики и культуры. Хотя Лукач стоял на последовательно коммунистических позициях, его критиковали за нечеткость классовой позиции (Лукач придавал борьбе против фашизма большее значение, чем борьбе против капитализма). В этот период Лукач опубликовал работы «Проблемы реализма» (1948), «Очерки по истории новой немецкой литературы» (1955) и другие. В большом труде «Разрушение РАЗУМА» (1954) Лукач трактовал философский иррационализм как идейный источник фашизма. В 1956 г. Лукач вошел в качестве министра культуры в правительство И. Надя. После роспуска венгерской компартии Лукач не вступил во вновь организованную партию (ВСРП), за что был обвинен в РЕВИЗИОНИЗМЕ, однако продолжал беспрепятственно заниматься научной и литературной ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. В условиях либерализации коммунистического режима Венгрии Лукач был официально признан одним из крупнейших теоретиков современного марксизма. Восстановлен в партии в 1967 г.
Итогом исследований в области эстетики стали труды последнего периода его жизни: «Особенное как центральная КАТЕГОРИЯ эстетики» (1956) и «Эстетика. Специфика эстетического» (тт. 1–2, 1963). Лукач отстаивал в них принципы реализма в искусстве с точки зрения «ленинской теории отражения». Эта позиция была расценена многими как отступничество Лукача от его прежних идей.
Последний труд Лукача «Онтология общественного бытия» (тт. 1–3, 1971–73) остался неоконченным. Творческое наследие Лукача продолжает быть предметом споров: одни считают его сторонником гуманистического СОЦИАЛИЗМА, другие — догматиком и апологетом сталинизма.
В русском ПЕРЕВОДЕ кроме упомянутых выше трудов и статей, издана статья «Материализация и пролетарское сознание» (из работы «История и классовое сознание») в журнале «Вестник Социалистической Академии» (1923). В Советском Союзе переводились и издавались многие работы Лукача. Хотя в конце жизни у Лукача было много учеников, которых иногда объединяют под общим термином «Будапештская школа» (Агнеш Хеллер, Дьёрдь Маркуш, Ференц Фехер, Михай Варга), и они продолжали философские поиски учителя в русле неортодоксального марксизма, но после смерти Лукача все ключевые представители Будапештской школы отреклись не только от него, но и вообще от марксистских идей. Большинство из них, лишённые возможности преподавать в Венгрии, эмигрировали в Австрию, где окончательно встали на позиции социал-либерализма. Агнеш Хеллер, дольше других сохранявшая преданность левой идее, за последнее десятилетие перешла к неолиберализму и неоконсерватизму.
Основные работы: «Душа и формы» (1910), «История развития современной драмы» (1912), «Теория романа» (1920), «История и классовое сознание» (1923), «Ленин: очерк взаимосвязи его идей» (1924), «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937), «К истории реализма» (1939), «Исторический роман», «Гёте и его эпоха», «Молодой Гегель», «Специфика эстетического» (1963), «Разрушение разума» (1954).

Словарные статьи, связанные с Лукач

Произведения Лукач в нашей библиотеке

Книги, в которых есть упоминания о Лукач