Социология в Украине

Лакан Жак (Jacques-Marie-Emile Lacan; 13.04.1901, Париж - 09.09.1981, Париж)

Лакан Жак (Jacques-Marie-Emile Lacan; 13.04.1901, Париж - 09.09.1981, Париж)Лакан Жак (Jacques-Marie-Emile Lacan; 13.04.1901, Париж - 09.09.1981, Париж) — французский психоаналитик, чье творчество в основном направлено на ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ и на пересмотр трудов ФРЕЙДА с помощью понятий структурной лингвистики. Фрейдовское понимание "Я" с точки зрения сущности, созданной определенными условиями, и внутренне раздвоенного в своем создании противопоставляется единству, целостности и творческому потенциалу субъекта. Начав с приверженности гуманистской феноменологии, Лакан испытал влияние структурной лингвистики, особенно ее подхода к выявлению неизвестных порядков, лежащих в основе прозрачности сознания. Перечитывание Фрейда позволило сопоставить совокупность структур, включающих сферы распознавания и сознания (включая защитные механизмы) на основе трансформированной "страсти". Сознательный субъект — это семиотический продукт, вовлеченный в дискурсы, которыми он не управляет и которые не могут с легкостью проникать в СОЗНАНИЕ. Положение "Я" в социальных (в том числе гендерных) позициях создает пространства для семиотической работы и роли, не поддающихся застою. Вклад Лакана был чрезвычайно важным, например, в феминистскую идею об образовании гендерной идентичности. Его ранние работы собраны в "Экритах" (1977). Другие книги включают: "Язык "Я"" (1953), "Четыре фундаментальных понятия ПСИХОАНАЛИЗА" (1977).
Лакан начинал как практикующий врач-психиатр. В 1932 защитил диссертацию о параноидальных расстройствах. Но Лакану не нравились методы тогдашней психиатрии с опорой на фармакологию и старые традиционные наработки. Это привело его к фрейдовскому психоанализу. Очень часто психоаналитики были людьми с тяжелым характером (можно вспомнить судьбу разругавшихся с Фрейдом К.Юнга или В.Райха). Лакану тоже досталась нелёгкая судьба. В 1953 он выходит из Международной психоаналитической ассоциации и становится участником Французского психоаналитического общества. В 1963 он был изгнан из него и основал Парижскую школу фрейдизма, которой и руководил почти до самой смерти. Главная заслуга Лакана состоит в структуралистской ревизии фрейдовского психоанализа. Это происходило у него в три стадии — предструктуралистскую (1930-е — 1940-е), когда на него влияла ДИАЛЕКТИКА Г.Гегеля и А.Кожева и творчество художников-сюрреалистов, структуралистскую (1950-е — 1960-е), когда Лакан был под большим влиянием К.Леви-Стросса, а также лингвистов Ф.де СОССЮРА, Н. С. Трубецкого, Р.О. Якобсона и постструктуралистскую (1960-е — 1970-е), когда Лакан стал делать акцент на том, что не поддаётся символизации.
Описать творчество Лакана крайне сложно — кроме того что оно чрезвычайно многогранно и подвижно, свои идеи он предпочитал излагать не в письменном виде, а на семинарах, материалы которых только в конце его жизни стали публиковаться. Основным направлением мысли Лакана была структуралистская Ревизия и внимательное перечитывание ТЕКСТОВ Фрейда. Несмоторя на общую значимость своих идей для понимания человека и общества и на интерес к новейшим достижениям философии и науки, Лакан никогда не терял из виду ориентацию на психоаналитическую практику и одной из главных своих целей ставил понимание того, что, собственно, происходит в процессе анализа.
Выделять в учении Лакана основные идеи - неизбежное НАСИЛИЕ над его мыслью. Сам Лакан считал базовой для своего учения схему «реальное» — «воображаемое» — «символическое», которую он начал разрабатывать с 1953 года и подробно изложил на своём самом знаменитом семинаре (1974—1975). Эту схему он обычно представлял в виде математической модели «колец Борромео» (которые сцеплены друг с другом таким образом, что размыкание одного из них приведёт к распаду всей конструкции). Вообще Лакан любил обращаться для разъяснения своих идей к образам топологии, часто трактуя её весьма фантазийным образом. В книге "Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна" Жана Брикмона и Алена Сокала отмечаются ошибки Лакана в использовании образов математики.
Схему трёх регистров Лакан применял к самому себе: первый этап, доструктуралистский был посвящён «воображаемому», второй этап, структуралистский, — «символическому», третий этап, постструктуралистский, — «реальному»; в некотором отношении это соответствовало триаде Фрейда «Я» — «Сверх-Я» — «Оно».
Другой основной идей Лакана было то, что бессознательное структурировано как язык, что оно есть результат воздействия речи на субъект. Это обуславливало интерес Лакана к лингвистике.
Одним из важных дополнений Лакана к мыслям Фрейда было открытие стадии зеркала - стадии, на которой ребёнок в 6-18 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, выстраивать и интегрировать собственный образ в воображаемом, но в реальности не обладает ещё полной ВЛАСТЬЮ над собственным ТЕЛОМ и его разрозненными проявлениями. Из этой несостыковки Лакан делает разнообразные выводы о природе человека.
Идеи Лакана повлияли не только на психоанализ, но и на философию, социологию, культурологию, кино- и искусствоведение.
Главная заслуга Лакана состоит в структуралистской ревизии фрейдовского психоанализа. Лакан опирался на исследования К.Леви-Строса, применившего к этнологии принципы структурной лингвистики (Соссюр, Трубецкой, Якобсон). Подобно Леви-Стросу, обнаружившему аналогии между языком и феноменом родства, Лакан интерпретировал язык как структурное условие «психоаналитических» феноменов; само бессознательное «структурировано как язык». Феномен вытеснения Лакан описывает в терминах классической риторики текста, а именно как процесс метафорического замещения. Другой ключевой феномен – влечение – определяется Лаканом как МЕТОНИМИЯ беспрестанного поиска, исходный и конечный пункт которого составляет мнимая первичная утрата, на деле же – неизбежный для человека как такового «недостаток бытия».
Изменениям теории соответствовали и изменения в практике психоанализа. ОТНОШЕНИЕ «переноса», или «трансфера», возникающее между аналитиком и пациентом, Лакан драматизирует и инсценирует по образцу отношений между действующими лицами платоновского диалога Пир – СОКРАТОМ, Агафоном и Алкивиадом. Аналитик сам должен задаться вопросом о желании, которое им движет. Обычное требование психоаналитической практики – нейтральность аналитика, которая должна подавить всякий «контр-трансфер», – Лакан считает невыполнимым. В собственных психоаналитических сеансах он постоянно экспериментировал с их продолжительностью; например, стремясь к непредсказуемости для пациента, Лакан резко сокращал длительность сеанса. Такое нарушение установленных правил стало одной из причин исключения Лакана из Международной психоаналитической ассоциации.
Лакан был первым крупным психоаналитиком, пытавшимся преодолеть фрейдовский ЭМПИРИЗМ. Спектр идей, привлекаемых Лаканом для теоретического пересмотра психоанализа, весьма широк: от ПЛАТОНА до ДЕКАРТА, от КАНТА до ХАЙДЕГГЕРА. Лакан вступал в диалог и с современниками – Ж.-П.Сартром и М.Мерло-Понти (с последним, как и с Леви-Стросом, его связывали дружеские отношения). Хотя философствование Лакана отличается эклектичностью, к нему проявляли огромный интерес философы (например, П.Лежандр и Ж.Делёз), литературоведы и культурологи (например, С.Жижек). Инспирированный Лаканом способ чтения литературных текстов («констелляция желаний») в 1970-е и 1980-е годы получил признание наряду с «деконструкцией» Ж.Деррида и «дискурсом» М.Фуко.
Для той версии психоанализа, которую развивал Лакан, характерно притязание быть на высоте научной мысли своего времени. Помимо структурной лингвистики, лакановский психоанализ включал элементы теории игр и кибернетики. В более поздний период Лакан настойчиво стремился к формализации своей теории и занялся топологией.

Словарные статьи, связанные с Лакан

Произведения Лакан в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Лакан