Социология в Украине

Кондорсе Антуан, маркиз де (Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet; 17.09.1743, Рибмон - 28.03.1794, Бур-ля-Рен)

Кондорсе Антуан, маркиз де (Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet; 17.09.1743, Рибмон - 28.03.1794, Бур-ля-Рен)Кондорсе Антуан, маркиз де (Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet; 17.09.1743, Рибмон - 28.03.1794, Бур-ля-Рен) — французский аристократ, философ и СОЦИАЛЬНЫЙ теоретик. Путем доводов в пользу открытия законов исторического развития он вызвал интерес у многих последующих мыслителей (включая КОНТА и СЕН-СИМОНА) к широкой разработке эволюционной теории. Основной его труд: "Эскиз исторической картины npoгpecca человеческого РАЗУМА" (1795). В нем эволюционное развитие общества мыслилось с точки зрения десяти стадий. Завершающей должен был стать революционный период, направленный на усовершенствование человечества. Это позволяет отнести Кондорсе прежде всего к мыслителям эпохи Просвещения и модернистским традициям веры в ПРОГРЕСС и в способность РАЗУМА подвергнуть мир рациональному осмыслению и управлению. Кондорсе полагал, что прогресс зависел от всеобщего образования и энергично выступал за РАВЕНСТВО возможностей. Точно такими же радикальными были его требования эмансипации женщин, ограничения рождаемости, развода и гражданского БРАКА. Влияние идей Кондорсе — эволюционных, оптимистических и радикальных — получило широкое распространение и воздействовало на многих мыслителей, помимо Конта и Сен-Симона.
Родился 17 сентября 1743 в Рибмоне (Франция). По настояниям дяди-прелата, на 9-м году поступил в иезуитскую школу в Реймсе. Заметив в нём наклонность к духовному поприщу, родные поспешили отдать его в Наваррский колледж, чтобы посвятить его военной карьере. Аристократ по происхождению, Кондорсе отказался от военной и церковной карьеры и стал ученым. Его диссертация об интегральном исчислении, представленная в 16 лет («Опыт интегрального исчисления», Du calcul intégral, 1765), была высоко оценена Д’Аламбером. После издания «Опытов анализа» (Essays d"Analyse, 1768) был принят в члены Академии наук, а в 1777 избран ее непременным секретарем. Им написаны известные биографии ученых 17 в. и современников Кондорсе – «Похвала академикам» (Eloges des académiciens... morts depuis 1666 jusqu"en 1699, 1773). В 1782 Кондорсе был избран членом Французской академии. Участвовал в знаменитой Энциклопедии.
В начале своей деятельности Кондорсе занимался преимущественно математическими НАУКАМИ, но уделял внимание также вопросам справедливости и нравственности, занимавшим его ум ещё в детстве. Кондорсе отличался добротой и сдержанностью в выражении своих чувств, что дало повод Д'Аламберу сказать о нем: «это — вулкан, покрытый снегом». Другой отличительной чертой его характера было полное отсутствие тщеславия и честолюбия. Всегда снисходительный к другим, мягкий, деликатный, он, однако, умел говорить правду, был беспристрастен в своих приговорах даже по отношению к друзьям. Таким был он, например, в своих сношениях с Вольтером, знакомство с которым у него началось с 1770 г. и перешло затем в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти Вольтера. Эта ДРУЖБА отвлекла Кондорсе от его прежних работ и возбудила в нём желание заниматься литературой. В 1774 году он написал и издал анонимно «Письмо теолога» к автору «Словаря трёх веков», которое современниками было приписано Вольтеру — доказательство достоинств этого произведения.
Под влиянием близких друзей, Вольтера и ТЮРГО, биографии которых он написал (Жизнь Тюрго, Vie de M. Turgo, 1786; Жизнь Вольтера, Vie de Voltaire, 1789), Кондорсе заинтересовался социальными науками. Его способности как экономиста получили признание, когда, после триумфа физиократов, Тюрго был назначен министром финансов, а Кондорсе – главным инспектором монетного двора. В 1785 он опубликовал труд «Опыт применения анализа к проблеме вероятности решений большинством голосов» (Essai sur l"application de l"analyse à la probabilité des décisions rendues à la pluralité des voix). Второе исправленное и значительно дополненное издание появилось в 1805 под названием «Элементы исчисления вероятностей и его применение к азартным ИГРАМ, лотерее и человеческим суждениям» (Elements du calcul des probabilités et son application aux jeux de hasard, à la loterie et aux jugements des hommes).
В 1791 Кондорсе был избран в Законодательное собрание от Парижа и вскоре стал его секретарем.
Несмотря на эту продолжавшуюся и после отставки Тюрго борьбу с противниками, Кондорсе снова вернулся к научным занятиям и в 1780 издал свои знаменитые примечания к 29-й книге «Духа законов» Монтескьё, где говорит о свойствах ума, необходимого законодателю, даёт критерий для сравнения законов, высказывает соображения, которые должно иметь в виду при составлении законов, и т. д. В 1787 г. Кондорсе женился на г-ж де-Груши. Около этого же времени Кондорсе, убедившись, что монархия не может и не хочет помочь народу в его бедствиях, перешёл на сторону Республики.
Принимал участие в реформе системы образования, написании ряда деклараций и жирондистского варианта конституции. Голосовал против смертного приговора Людовику XVI. Обвиненный в заговоре и приговоренный к смертной казни якобинцами, своими оппонентами в Конвенте, Кондорсе скрывался в тайном убежище в Париже в 1793. За девять месяцев ему удалось написать большой труд «Эскиз исторической картины прогресса человеческого РАЗУМА» (Esquisse d"un tableau historique des progrés de l"esprit humain, 1795) о добродетельности и величии человеческой природы и безграничном совершенствовании и прогрессе человечества, оказавший глубокое влияние на Сен-Симона и Конта. После ареста 27 марта 1794 его поместили в таверну в Бур-ла-Рен, где он умер (по-видимому, от истощения или яда) 29 марта 1794. Конвент, осудивший Кондорсе, впоследствии вынес решение о публикации его последней работы.
После бегства Людовика XVI в Варенн Кондорсе основал первую республиканскую газету во Франции «Республиканец или защитник представительного правительства». В 1790 Кондорсе заседал в муниципалитете, а в 1791 его выбрали комиссаром национального казначейства. В конце того же года он отказался от этой должности и, избранный в Национальный конвент, стал его секретарём, а вскоре и президентом. Здесь он очень много занимался организацией общественного образования.
В сочинении «Sur l’instruction publique» и других трактатах Кондорсе общественное образование делит на 5 ступеней, причем низшая ступень — первоначальная школа, дающая минимум образования, необходимого человеку для того, чтобы не находиться во власти другого. Но в то время как средства к образованию должно дать ГОСУДАРСТВО и оно же должно его регулировать, воспитание, по мнению Кондорсе, должно быть всецело предоставлено семье. В этих же трактатах Кондорсе, говоря об образовании женщин, проводит идею энциклопедистов о полной равноправности их с мужчинами и настаивает на совместном обучении обоих полов. Целью образования и воспитания, по словам Кондорсе, является, с одной стороны, полное РАВЕНСТВО и равноправность как мужчин, так и женщин, а с другой — развитие в нас естественного интереса к общественному благу.
Наиболее горячая политическая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Кондорсе, как сторонника республиканских идей, относится к тому времени, когда он состоял членом конвента. Здесь он не принадлежал ни к какой отдельной партии, занимая совершенно самостоятельное место. При обсуждении внешних дел Кондорсе всегда подавал голос за войну, надеясь этим путём водворить в Европе ГОСПОДСТВО республиканских идей. Во ВРЕМЯ суда над Людовиком XVI он горячо защищал неприкосновенность короля, да и вообще высказывался против смертной казни, допуская наказание только с исправительной целью. При составлении проекта новой конституции, выработка программы которой была поручена комиссии из 9 членов, в том числе Кондорсе, последний играл очень значительную РОЛЬ. Его перу принадлежит обширное введение в конституцию, объяснявшее основания проекта (см. Жирондистский проект конституции).
Конвент отверг этот план конституции, дав народу другую, наскоро составленную Геро де-Сешелелем. Тогда Кондорсе напечатал послание к народу, где выставил многочисленные недостатки обнародованной конституции и указывал на их вредные последствия, советуя не принимать её. За обнародование этого послания, Кондорсе, обвинённый в заговоре «против единства и нераздельности» французской республики, был объявлен конвентом вне закона. Друзья скрыли его у вдовы скульптора Вернэ. Когда жирондисты были осуждены конвентом, Кондорсе хотел покинуть дом Вернэ, не желая подвергать её опасности, но последняя на этот раз удержала его, и только 26 марта 1794, по окончании последней своей научной работы, Кондорсе ушёл от неё, отправился в окрестности Парижа, был схвачен и посажен в тюрьму Bourg-la-Reine. Там 29 марта его нашли мёртвым — он отравился, как предполагают, ядом, который всегда носил в перстне.
Во время своего пребывания в доме Вернэ Кондорсе написал свою политическую исповедь «Советы осужденного дочери», где высказал все свои мысли о главных вопросах жизни. В это же время написал он и свое знаменитое сочинение: «Esquisse d’un tableau historique des progrès de l’esprit humain», за которое он признается родоначальником теории «прогресса», одним из творцов философии истории. Многие мысли, проводимые здесь, Кондорсе высказывал и раньше, но тут он привёл их в систему. Две идеи проходят красной нитью через все сочинение: о необходимости уравнения гражданских и политических прав всех людей и о бесконечном совершенствовании РОДА человеческого. «Картина успехов человеческого ума» состоит из двух частей: первая заключает в себе всю картину прогресса, в самых общих чертах; во второй части и следующих за ней Кондорсе предполагал изложить факты, которые могли бы служить для развития и подтверждения мыслей, высказанных в введении. В первой книге Кондорсе делит всю историю человечества на десять эпох, причём к последней относит время с основания французской республики. Вторая часть была написана Кондорсе по памяти, но дальнейшее продолжение труда было невозможно за отсутствием книг. Собрание его сочинений было издано в 1804 и 1847 гг.

Словарные статьи, связанные с Кондорсе

Произведения Кондорсе в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Кондорсе

Нет ничего в библиотеке.