Социология в Украине

Коллингвуд Робин (Robin George Collingwood; 22.02.1889, Ланкашир - 09.01.1943, Ланкашир)

Коллингвуд Робин (Robin George Collingwood; 22.02.1889, Ланкашир - 09.01.1943, Ланкашир)Коллингвуд Робин (Robin George Collingwood; 22.02.1889, Ланкашир - 09.01.1943, Ланкашир) - английский археолог и философ, наиболее известный идеями в области метафизики, а также исторического объяснения и понимания. Коллингвуд отвергал позитивистские утверждения о единстве знания и тезисы наивного ЭМПИРИЗМА, согласно которым знание о внешнем мире можно получать из наблюдения нефильтрованным способом. В "Очерке о метафизике" (1940) он доказывал, что интеллектуальное содержание данной дисциплины на определенной стадии ее развития опиралось на "абсолютные предположения", которые априорны, но и специфичны для каждой дисциплины и для каждой эпохи. Поэтому, во многом предвосхищая аспекты концепции научной парадигмы Томаса КУНА и научных революций, он писал иногда так, будто не существовало никаких общих критериев истинности и ложности, на основании которых можно было бы судить о различных совокупностях абсолютных предположений. Однако чаще указывал, что различные совокупности лежат в основе различных способов познания. В работе "Представление об истории" (1946), имевшей наибольшее влияние на социологию, проведено РАЗЛИЧИЕ между "научным мышлением", связанным с претензией на установление законов посредством наблюдения и эксперимента, и особым "историческим мышлением", целью которого является сомнение в доказательстве для изображения специфического мышления, лежащего в основе человеческой деятельности. Отсюда и его утверждение: "Вся ИСТОРИЯ — это история мысли". Идеи Коллингвуда, несколько сходные с акцентом ВИТГЕНШТЕЙНА на особых формах жизни, оказали воздействие на социологическую мысль, особенно в результате их влияния на Питера УИНЧА.
Родился 22 февраля 1889 в Картмел-Фелл, Ланкашир. До тринадцати лет получал образование в творческой атмосфере своей семьи. Под руководством отца – секретаря и биографа английского писателя и публициста Дж.Рескина, он уже в раннем детстве начал изучать латынь, греческий, читать книги по естественным НАУКАМ. Впоследствии он вспоминал, что уже тогда, прочтя компендиум декартовых Principia он получил первый урок по предмету, который стал его специальностью, – по истории мысли.
Несмотря на скромное материальное положение семьи, Коллингвуду удалось поступить в Регби, одну из старейших в Великобритании привилегированных частных школ, а затем, в 1908 – в Оксфорд. В 1910, когда он приступил к изучению курса философии, в УНИВЕРСИТЕТЕ еще господствовало направление абсолютного ИДЕАЛИЗМА, но уже стремительно набирала силу новая философская школа – «реализм». В числе своих учителей-философов Коллингвуд называет Г.Йохима, близкого друга философа-идеалиста Г.Брэдли, и Дж.А.Смита.
После окончания университета (1913) стал преподавателем философии.
Во ВРЕМЯ Первой мировой войны работал в отделе разведки морского министерства.
В качестве преподавателя Коллингвуд, кроме занятий по философии, руководил летними археологическими экспедициями в Британии. Эти две области интересов сформировали его путь научного развития.
С 1935 занимал в Оксфорде должность профессора кафедры метафизической философии, но в 1941 отказался от нее из-за тяжелой болезни.
Коллингвуд рано пришел к пониманию ограниченности метода школы философского «реализма», основанного на логическом анализе отдельно взятых предложений. Он предложил, следуя традиции Ф.Бэкона и Р.Декарта, рассматривать любое предложение как ответ на возможный вопрос. В качестве метода современной исторической науки Коллингвуд обращается к доказательству, основанному на методе чередования вопросов и ответов, который включает в себя анализ предпосылок возникновения вопросов, стратегий их решения.
В 1920-е он разработал принципы философии истории, исследующей не события, а процессы. Среди форм духовной активности он отводит центральное место историческому знанию, которое противостоит науке, имеющей дело с абстрактно-всеобщим законом, и философии как абсолютному знанию. Предмет знания – творение духа. СОЗНАНИЕ должно освободиться от власти воображения, превращающей абстракции во внешний предмет. Абсолютное знание трактуется им как единство теоретического познания и практической деятельности, представленное в философии. Как и Б.Кроче, Коллингвуд с позиции историцизма утверждает, что абсолютно истинное знание недостижимо, т.к. любое знание (в т.ч. и философское), непрерывно изменяется. Вместе с тем, без утверждения возможности философии как абсолютного самосознания, сам исторический процесс лишается смысла. Дилемме абсолютного историцизма и абсолютного идеализма, РЕЛЯТИВИЗМА и догматизма посвящен «Очерк философского метода» (An Essay on Philosofical Method. Oxf., 1933). Этот труд, возникший как итог предыдущей работы, тем не менее не завершил исследований Коллингвуда в области методологии исторической науки.
Коллингвуд разработал методологические принципы, позволившие создать типологию для полного описания материалов археологических раскопок в римской Британии («Археология Римской Британии», The Archeology of Roman Britain, 1930). Уже после его смерти был издан фундаментальный трехтомный «Корпус латинских надписей для Британии» (Collingwood R.G., Wright R.P. The Roman inscription of Britain. L., 1965–1970), над составлением которого он начал работать в середине 30-х годов.
В 1938 он выпускает книгу «Принципы искусства» (The Principles of Art. Oxf., 1938; М., «Языки русской культуры», 1999), где анализирует взаимоотношение искусства и не-искусства, проблемы теории воображения (воображение и сознание, язык), принципы теории искусства (искусство как язык, истина, художник и ОБЩЕСТВО). Один из основных тезисов книги: «Потому людям и требуется художник, что общество никогда не знает всей своей души».
В 1940 выходит его «Очерк метафизики» (An Essay on Metaphysics. Oxf., 1940), где Коллингвуд выступает с критикой ПОЗИТИВИЗМА, выявляет «абсолютные предпосылки» истории, причины иррационалистической эпидемии, ведущей к фашизму. Критика фашизма была продолжена им в «Новом Левиафане» (The New Leviathan. Oxf., 1942), где цивилизации (как диалектически разумной регуляции политических разногласий) противопоставляется ВАРВАРСТВО – осознанное использование грубой силы. Однако всеобщую известность Коллингвуду принесла посмертно изданная работа «Идея истории» (The Idea of History) (Идея истории. Автобиография. М., «Наука», 1980). В ней он обосновывает свою философскую позицию тем, что, в отличие от естествознания, описывающего в форме законов природы внешнюю сторону событий, историк всегда имеет дело с человеческим ДЕЙСТВИЕМ, для адекватного понимания которого необходимо понять мысль исторического деятеля, совершившего данное действие. «Исторический процесс сам по себе есть процесс мысли, и он существует лишь в той мере, в какой сознание, участвующее в нем, осознает себя его частью».
Содержание 1–4-й частей работы посвящено историографии философского осмысления истории. Причем, помимо классических трудов историков и философов прошлого, автор подробно разбирает в 4-й части взгляды на философию истории современных ему мыслителей Англии, Германии, Франции и Италии. В 5-й части – Эпилегомены (Добавления) – он предлагает собственное исследование проблем исторической науки (роли воображения и доказательства, предмета истории, истории и свободы, применимости понятия ПРОГРЕССА к истории).
Человек – единственное существо, способное стать субъектом исторического процесса. История – процесс, включающий то прошлое, которое отражено в исторической науке, т.е. продолжает жить в настоящем. Человек, изучая историю, воспроизводит в собственной мысли прошлое, наследником которого он является.
Сравнивая ТИПЫ теоретического знания, одни из которых отражают индивидуальные, конкретные объекты, а другие – вечные, постигаемые исключительно силой РАЗУМА, Коллингвуд интерпретирует историческую науку как дискурсивное ПОЗНАНИЕ того, что является преходящим и конкретным. Необходимым средством для построения истории являются специфические формы воображения: 1) конструктивное (историк интерполирует в источники высказывания, в нем прямо не содержащиеся, проверяет и критикует источники); 2) априорное (обеспечивающее выбор используемых источников). «Картина прошлого, создаваемая историком, во всех своих деталях становится воображаемой картиной, а ее необходимость в каждой ее точке представляет собой необходимость априорного». Картина историка локализована во времени и пространстве, непротиворечива и оправдана имеющимися свидетельствами.
В качестве метода современной исторической науки Коллингвуд обращается к доказательству, основанному на методе вопросов и ответов.
Историк начинает свое исследование с постановки проблемы, для решения которой он ставит вопросы. Осмысленность вопроса зависит от материала, на основании которого можно получить осмысленный ответ. Полученные ответы являются основанием для обязательного (дедуктивного) вывода, необходимого для однозначного решения поставленной проблемы.
Первый вопрос, задаваемый перед началом любой исторической работы: «Какова цель этой работы?». Ответ на него предполагает рационализацию выбора предмета, методов работы и научную систематизацию полученных результатов. Второй и третий вопросы тесно связаны с центральным принципом философии истории Коллингвуда: история в собственном смысле слова является историей мысли. В истории нет простых событий; любое событие на самом деле является ДЕЙСТВИЕМ и выражает определенную мысль (намерение, цель) субъекта, его производящего; дело историка – познать эту мысль. Поэтому, получив какие-либо исторические данные, ученый должен спросить: «Для чего открытый им объект был предназначен?» – и конкретизировать полученные знания ответом на вопрос: «Хорошо ли он выполнил свою задачу?». Наконец, любую историческую проблему невозможно изучить без исследования истории второго порядка, или истории исторической мысли, осуществляемой в «исторической критике». Историческая критика находит свое окончательное воплощение в истории (понимаемой по аналогии с историей философии).
Принципы философии истории, развитые Коллингвудом, его поворот к метафизике и к истории духа оказали большое влияние на историографию, на утверждение принципов рационализма в исторической науке.
Умер 9 января 1943, Конистон, Ланкашир (Великобритания).
Коллингвуд сформулировал следующие основные подходы к изучению прошлого:
1. историк может изучать лишь то прошлое, которое не мертво, а живёт в настоящем (например, современный историк имеет возможность изучать Средние века лишь настолько, насколько в настоящем ещё живут способы мышления людей Средних веков);
2. историческое знание (история как НАУКА) есть воспроизведение и проигрывание заново в уме историка всей совокупной мысли, историю которой он изучает, поскольку всякая история представляет собой не что иное, как историю мысли; отсюда следует, что Историческая Наука — это самопознание духа (книга, керамика, остатки разрушенной башни и т. д. являются свидетельствами эпохи, которые историк должен как-то расшифровать, то есть понять их как выражение каких-то целей, ставившихся людьми в прошлом, понять как смыслы, вкладывавшиеся людьми в их творения, понять способ мышления людей об их жизни в прошлом);
3. историческое знание есть воспроизведение прошлой мысли в контексте мыслей настоящего, которые удерживают воспроизводимую мысль в плоскости, отличной от её собственного окружения (то есть удерживают нас от смешения прошлого с настоящим).
Если для естествоиспытателя причиной события является совокупность законов природы, действие которых вызвало данное событие, то для историка ПРИЧИНА события — это внутреннее состояние события, совокупность конкретных мыслей в сознании человека, осуществляющего данное событие (то есть мыслей, проявляющихся в ходе события и определяющих этот ход).

Словарные статьи, связанные с Коллингвуд

Произведения Коллингвуд в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Коллингвуд

Нет ничего в библиотеке.