Социология в Украине

Кляйн Мелани (Melanie Klein; 30.03.1882, Вена - 22.09.1960, Лондон)

Кляйн Мелани (Melanie Klein; 30.03.1882, Вена - 22.09.1960, Лондон)Кляйн Мелани (Melanie Klein; 30.03.1882, Вена - 22.09.1960, Лондон) - австрийский психоаналитик, расценивший ранний опыт ребенка в первичном отношении привязанности как важнейший в развитии личности. Под влиянием теории "объектных отношений" Карла Абрахама она идентифицировала мать как первичный объект, воспринимаемый в единстве с младенцем, но постепенно становящийся отдельным. Это изменение Кляйн, сосредоточенная на возникающих у младенца врожденных силах, считает источником беспокойства и депрессии, что противоречит позиции неофрейдистов. Мелани Кляйн разработала методику ПСИХОАНАЛИЗА детей двухлетнего возраста через интерпретацию их игры со специальными игрушками, которыми снабжены клинические учреждения.
Мелани Райцес, младшая из четырех детей, родилась в 1882 году в Вене. В 21 год вышла замуж за Артура Кляйна, родила троих детей. С 1910-го по 1919-й год СЕМЬЯ жила в Будапеште. В пятилетнем возрасте Мелани Кляйн потеряло сестру, а вскоре и брата. Эти утраты, усиленные гибелью ее старшего сына в катастрофе, по-видимому, определили тот депрессивный фон, который просматривался в течение всей жизни Мелани Кляйн и способствовал ее чувствительности к депрессивной позиции. Хроническое депрессивное состояние привело ее к Ференци, у которого она лечилась. В 1921 году Кляйн разошлась с мужем и с двумя детьми переехала в Берлин. БРАК был расторгнут лишь спустя два года. Аналитиком Кляйн стал Карл Абрахам, помогавший ей впоследствии в аналитической работе с детьми. Он умер в 1925 году, а в 1926-м Мелани Кляйн по приглашению Эрнеста Джонса приехала в Лондон и здесь до своей кончины в 1960 году в возрасте 78 лет продолжала клинические и теоретические исследования. Мелани Кляйн привлекали идеи ФРЕЙДА об объектах, чувстве вины, тревоге, фантазии и влечении к смерти, которые она переработало в теорию ранней агрессии. Направление, которое оно приняло, делало акцент на исследовании развития в раннем возрасте, о также открыло путь к психоаналитической работе с психотиками. Игровая техника, разработанная ею для детей, открыла БОГАТСТВО внутреннего мира ребенка, населенного как фантастическими частичными объектами, так и реальными людьми. Она вскрыло существование примитивных бессознательных фантазий, тревог и способов защиты. Достигнутое ею понимание ранних примитивных механизмов открыло путь к анализу пограничных больных и психотиков, успешно разрабатываемому ее сотрудниками и учениками. В процессе лечения детей Кляйн обнаружила, что пациенты переносят на аналитика не столько отношения к реальным, сколько к воображаемым, внутренним родителям. Поэтому она сделала акцент но значении ранних внутренних объектных отношений как для нормального, так и для патологического развития детей и взрослых. Она полагала, что формирование Сверх-Я начинается значительно раньше, нежели обычно считалось. При этом образующиеся агрессивные побуждения могут способствовать развитию состояний, описанных Кляйн под названиями параноидально-шизоидной и депрессивной позиций, а также к маниакальным защитам от тревоги. Выявленные ею позиции представляли собой теоретический шаг вперед по сравнению с моделями онтогенеза инстинктивных влечений у Фрейда. Рассматривая концепцию стадийности развития, Кляйн сместила акценты в сторону взаимоотношений с объектом; постулированные ею позиции подразумевали смешение влечений, защитных проявлений и отношений с объектом, наблюдаемые в аффективно окрашенных сновидениях. И хотя параноидально-шизоидная и депрессивная позиции действительно отражают определенные фазы развития, термин 'позиция' подразумевает прежде всего феномены ‘специфических сочетаний объектных отношений, тревоги и защиты, выявляемые на протяжении всей жизни индивида, а не только в течение определенных фаз развития. Депрессивная позиция при этом не вытесняет полностью параноидально-шизоидную; ДОСТИЖЕНИЕ полной интеграции здесь невозможно, поскольку защита от депрессивного КОНФЛИКТА, активизируя регрессию к параноидально-шизоидным феноменам, вынуждает индивида постоянно колебаться между ними двумя'. Формулировки Мелани Кляйн подвергались критике из-за того, что, хотя они выражены теоретическими терминами, фактически они представляют собой смесь клинических и теоретических идей, которые, по мнению Кляйн, могли быть непосредственно применены в клинической работе. В частности, возражения касались утверждения Кляйн, согласно которому негативный перенос и агрессивно-деструктивные импульсы ребенка или взрослого пациента могут и, более того, должны проявляться непосредственно во ВРЕМЯ анализа, не подвергая при этом опасности развитие терапевтического альянса. Вызывают также возражения и следующие идеи Кляйн: концепция врожденного Влечения к смерти и то, что его ранней формой проявления является зависть; приписывание новорожденному 'врожденных' знаний; чрезмерное внимание к интрапсихическому развитию в течение первого года жизни и относительное игнорирование дальнейшего развития Я и Сверх-Я; техники, применявшиеся ко всем уровням патологии, фокусируются почти без исключения на процессах переноса; преждевременная глубинная интерпретация бессознательных фантазий в ущерб анализу характера; представление об эквивалентности детских игр и свободных ассоциаций у взрослых. Идеи Мелани Кляйн во многом соответствовали воззрениям Эрнеста Джонса и других членов Британского общества. В частности, это касалось положении о роли догенитальных и врожденных детерминант, противостоящих воздействиям внешнего СТРЕССА, о раннем развитии женской сексуальности, а также о роли агрессии в тревожных состояниях. Так называемая 'кляйнианская ГРУППА', объединившаяся в Британском ИНСТИТУТЕ вокруг самой Кляйн, разрасталась. Однако ее теории о раннем развитии организованных фантазий и психических процессов стали вызывать много споров, особенно после того, как в Лондоне обосновалась Анна Фрейд, взгляды которой существенно отличались. Между двумя этими детскими аналитиками развернулось настоящее соперничество. И хотя в то время Британскому институту удалось избежать формального раскола, все же четкая демаркационная линия было определена, и группы распались на последователей Мелани Кляйн, Анны Фрейд и промежуточную, назвавшую себя 'независимой'. Дальнейшее развитие и утверждение идей Кляйн осуществлялось ее талантливыми учениками и сотрудниками. Влияние ее школы постепенно распространилось на страны Европы и Северной Америки. Ее идеи нашли отклик у многих пациентов, страдавших психотическими расстройствами и не находивших поддержки у аналитиков 'некляйнионской' ориентации. Кроме того, Кляйн более скрупулезно прослеживала судьбу агрессивного влечения, чем другие психоаналитики, и своим подходом она призывала вернуться в глубины бессознательного, в глубинные примитивные влечения и психические механизмы, в противоположность абстракциям психологии я. Однако под влиянием работ Хайнца Гартманна, Эрнста Криса, Рудольфа Лёвенштейна и Давида Рапаппорта большее признание в США получила ПСИХОЛОГИЯ я. "Преданность своей работе в ПСИХОАНАЛИЗЕ была ее главной характерной чертой... Честолюбивая, в высшей степени интуитивная, отважная и правдивая, она была бескомпромиссна в работе и неистова в отстаивании ее... Это была сильная ЛИЧНОСТЬ, практически у всех вызывавшая уважение' (Katz, 1985,c.214). Внутренние объекты (Internal Objects) Интрапсихические репрезентанты аспектов взаимоотношений с другими людьми. Фэйрбейрн и другие авторы использовали этот термин применительно к фантазиям об интернализации «плохого» (неприемлемого) образа кормящего человека для контроля над ним. В этом же смысле термин применялся Фрейдом и Абрахамом. Кляйнианцы, однако, использовали ПОНЯТИЕ внутреннего объекта в более узком и специфичном контексте - для обозначения интернализации объектов, следующей за их первоначальным 'открытием' или 'созданием' через проективную идентификацию отдельных аспектов детской инстинктивной жизни. Например, жадность уступает место внутреннему объекту, выражающему требовательность ребенка. Согласно теории Кляйн, тревога, возникающая из-за конфликта между влечением к жизни и влечением к смерти, существует с момента рождения. Оба влечения проецируются на материнскую грудь; влечение к смерти является причиной того, что грудь воспринимается в фантазии как преследующий объект. Но поскольку интроекция и проекция представляют собой непрерывный процесс, преследующий объект может также стать внутренним. В это же время, чтобы создать хороший объект, который удовлетворит ИНСТИНКТ сохранения жизни и защитит от интернализированного преследующего объекта, младенец наделяет грудь либидинозными качествами, превращая ее тем самым в идеальный объект. Первичная активность фантазии проявляется в виде интроекции хорошего и проекции плохого объектов. В другой раз хороший объект может быть спроецирован, чтобы уберечь его от внутренней агрессии, тогда как преследующий объект часто интроецируется, становясь внутренним плохим объектом. Они могут представлять собой 'скопление интернализированных объектов', взаимодействующих между собой и с Самостью. Они могут переноситься на аналитика и 'влиять на аффективные состояния индивида и его внешние поведенческие реакции' (Greenberg & Mitchell, 1983, с. 10). Называемые также интроектами, они могут 'пониматься как свободные антиципаторные образы того, что ожидается от людей в 'реальном мире'; как находящиеся в тесной связи с опытом индивида, кто он есть; как преследователи... или как источники безопасности, к которым обращаются при стрессе и изоляции. Они представляют собой остатки (в психике) отношений со значимыми людьми в индивидуальной жизни. Важнейшие моменты этих взаимоотношений, интернализируясь, оставляют свои следы'. Внутренние объекты можно разделить на хорошие и плохие, парциальные и целостные, ассимилированные (в структуру Самости) и неассимилированные (не идентифицированные с я) (Heimann, 1952). Кляйнианцы и представители школы объектных отношений не стремились к четкому разграничению между понятиями внутреннего объекта и объектных репрезентантов, хотя такое разграничение имплицитно содержится в концепции Кляйн о развитии символообразования. Чтобы обрести способность оперировать СИМВОЛАМИ, ребенок, по мнению Кляйн, должен преодолеть параноидально-шизоидную и сформировать депрессивную позицию, научиться переносить сепарацию и, наряду с этим, достичь способности представлять объект в его отсутствие.

Словарные статьи, связанные с Кляйн

Нет ничего в словаре.

Произведения Кляйн в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Кляйн