Социология в Украине

Деррида Жак (Jacques Derrida; 15.07.1930, Эль-Биар - 9.10.2004, Париж)

Деррида Жак (Jacques Derrida; 15.07.1930, Эль-Биар - 9.10.2004, Париж) Деррида Жак (Jacques Derrida; 15.07.1930, Эль-Биар - 09.10.2004, Париж) - родившийся в Алжире французский философ, чьи идеи (например, в "Произведении и Различии", 1978) оказали влияние на социологическую мысль в целом ряде областей, особенно в методологии человеческого языка. Деррида — один из тех ученых, которые начали утверждать, что философы просто ошиблись в поиске основных "сущностей" или "первичных принципов". Доводы Дерриды, критически выведенные из работ ХАЙДЕГГЕРА и СОССЮРА, состоят в следующем: язык как СИСТЕМА внутренних "различий" не может быть однозначным носителем истины на пути, принятом многими ответвлениями традиционной философии и многими социальными учеными, включая ЛЕВИ-СТРОССА. Для Дерриды signifier (значение) не имеет никакой устойчивой связи с signified (означаемым). ЗНАК (и значение) зависит от структуры различия, одна ПОЛОВИНА которого является "не тем", а другая— "не там". Смысл никогда не постигается полностью, скользя под бесконечной цепочкой signifiers (значений). Signifiers и signifieds (означаемые) всегда становятся обособленными и формируют новые комбинации. Потребность в определении бесконечна, поэтому значение никогда до конца не понято. Как и у Хайдеггера, у Дерриды знак, строго говоря, нужно всегда "подчищать" как не адекватный. Следовательно, не только знаки, но и человеческие "Я" должны постоянно сменяться. "Я" — это скорее неопределенное следствие, чем устойчивое ядро, и единственный источник лингвистических и мысленных действий.
Имеются сходства в результате, а также важные различия в подходах между постструктуралистским представлением Дерриды и "постэмпирическим", "антиэпистемологическим" развитием теории в Великобритании и США.
Родился 15 июля 1930 в Эль-Биаре (Алжир), в богатой еврейской семье. Он был третьим ребенком своих родителей. Они назвали его Джеки, предположительно в честь некоего голливудского актера (впоследствии, перебравшись в Париж, он поменял свое имя на более привычное французам "Жак").
В 1942 году, на втором году обучения, Деррида был исключён из лицея по причине национальности: режимом Виши была установлена квота для учеников-евреев.
В 1948 году серьезно увлекся философией РУССО, НИЦШЕ и Камю.
В 19 лет переехал из Алжира во Францию, где с третьей попытки в 1952 году поступил в Ecole Normale Supérieure. Здесь Деррида, в частности, посещает лекции М. ФУКО, заводит знакомство с ним и с другими впоследствии знаменитыми французскими интеллектуалами.
В 1960—1964 был ассистентом в Сорбонне.
С 1964 Деррида — профессор философии в Grandes Ecoles в Париже.
В 1966 принимает участие в Международном коллоквиуме «Языки критики и гуманитарные науки» в УНИВЕРСИТЕТЕ Джонса Хопкинса (Балтимор), вместе с Р. БАРТОМ и др.
С 1968 по 1974 преподавал в университете Джонса Хопкинса.
После 1974 — преподаватель Йельского университета.
Скончался 9 октября 2004 в Париже от рака поджелудочной железы.
В 1962 Деррида публикует свою первую значительную работу — ПЕРЕВОД небольшого сочинения Гуссерля «Начало геометрии» с собственным введением, значительно превосходящим по объёму ТЕКСТ Гуссерля.
В 1963—1967 печатает в периодике статьи, включенные позднее в книги «О грамматологии» и «Письмо и РАЗЛИЧИЕ».
В 1967 почти одновременно вышли три книги, немедленно сделавшие Деррида известным: «О грамматологии» и «Письмо и различие» — «первые и по сю пору самые читаемые среди многих десятков его книг», и дополняющее их небольшое сочинение «Голос и феномен».
Позднее были опубликованы работы: «Поля философии» (1972), «Рассеивание» (1972), «Позиции» (1972), «Похоронный звон» (1974), «Шпоры. Стили НИЦШЕ» (1978), «Почтовая открытка. От СОКРАТА к ФРЕЙДУ и далее» (1980), «Психея: изобретения другого» (1987), «И подписано: Понж» (1988), «Призраки МАРКСА» (1993), «Хора» (1993), «Сила закона» (1994), «Монолингвизм другого» (1996), «Прощайте – Эммануил Левинас» (1997), «Местопребывание. Морис Бланшо» (1998) и др.
Деррида — один из наиболее авторитетных философов постмодерна. Пользовался огромной популярностью в США.
Основной тезис: Мир есть текст. Критиковал европейскую традицию логоцентризма. Настаивал на необходимости практики деконструкции, в процессе которой выясняется, что текст — это случайный набор цитат-архиследов.
Считал себя продолжателем и критиком идей Хайдеггера и Фрейда. Испытал влияние Луи Марена. Ввёл в философский и даже газетный язык ряд важных понятий, таких как ДЕКОНСТРУКЦИЯ, письмо, дифферанс, след. Написал около восьмидесяти книг и более тысячи статей, ИНТЕРВЬЮ и т. п.
Деррида придерживался левых убеждений. В традициях французской «ангажированной мысли» (Сартра, Фуко) полагал, что интеллектуал должен активно участвовать в жизни общества и быть политической фигурой.
Публично и печатно выступал в защиту нелегальных иммигрантов. Способствовал распространению во Франции практик МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА.
Выступал в поддержку восточноевропейских диссидентов. В 1981 году во ВРЕМЯ пребывания в Праге был арестован. Освобождён после личного вмешательства президента Миттерана.
В 1995 году входил в предвыборный штаб Лионеля Жоспена, кандидата-социалиста на президентских выборах.
«Деконструкция» Жака Деррида демонстрирует, как то или иное философское положение оказывается подорванным, разрушенным самим текстом или в самом дискурсе, его утверждающем. Западная ФИЛОСОФИЯ, по мнению Деррида, базируется на том, что он называет «логоцентризмом», согласно которому существует некая фундаментальная инстанция смысла, истины, логики (logos). Это допущение порождает иерархические различения, такие, как смысл/форма, сущность/случайность, серьезный/несерьезный, буквальный/переносный, трансцендентальный/эмпирический, где первое ПОНЯТИЕ рассматривается как первичное, а второе оказывается производным, осложняющим или раскрывающим первое. Деконструировать эти оппозиции означает прежде всего обратить иерархию, показав, что качества, относимые ко второму понятию, таковы, что именно первое понятие следует трактовать как вариант второго, а не наоборот: например, что буквальное есть не что иное, как частный СЛУЧАЙ переносного, фигурального (буквальное «забыло» о своей фигуральности).
Решающим примером для Деррида является случай речи и письма, который обсуждается в «Грамматологии». Мыслители трактовали речь как естественную, непосредственную форму языка и недооценивали письмо, видя в нем лишь производную форму, суррогат живой речи. Тем самым они оттесняли на задний план важнейшие свойства языка, чтобы основать его понимание на идеализированной модели речи, особенно на опыте собственной речи, когда значение кажется непосредственно присутствующим. Письмо оставлялось в стороне как безличная и пустая техника записи; однако можно показать, что эта казалось бы пустая повторяемость есть условие существования любых знаков, а саму речь следует рассматривать как версию письма – письма в обобщенном значении, являющегося условием как речи, так и письма в узком смысле. Такая Инверсия подрывает логоцентрическую иерархию и раскрывает те свойства языка, которые были вытеснены и подавлены.
Суммируем то, что сделал Деррида в своих работах, в следующих пяти пунктах. (1) Деррида демонстрирует живучесть логоцентризма в западной мысли и неразрешимость его парадоксов, а также маловероятность его преодоления, поскольку любая критика логоцентризма опирается, в конечном счете, на логоцентрические понятия. (2) Деррида указывает на важность элементов, кажущихся маргинальными, и на зависимость систем от того, что они вытесняют и подавляют. (3) Деррида разрабатывает технику интерпретации, необычную для философии, поскольку она использует ресурсы риторики текста, и продуктивную для литературной критики, исследующей язык и его парадоксальность. (4) Хотя Деррида не предлагает собственной теории языка, его деконструкция других теорий показывает, что значение является продуктом языка, а не его источником, и что оно никогда не может быть вполне определенным, поскольку является результатом контекстуальных сил, которые не могут быть ограничены. (5) Наконец, работы Деррида ставят под сомнение различные понятия, на которых мы привыкли основываться, такие, как ПРОИСХОЖДЕНИЕ, присутствие, человеческое Я, показывая, что они скорее результаты, нежели чистые данности или основания.
В своих ранних работах Деррида анализировал тексты ПЛАТОНА, КАНТА, РУССО, Гегеля, Гуссерля и Фрейда. В более поздних работах – «Гла» (Glas, 1974), «Истина в живописи» (La Verité en peinture, 1978) и «Почтовая открытка» (La Carte postale, 1980) – он экспериментирует с КОНСТРУКЦИЯМИ, которые могут быть названы скорее литературными, чем философскими. Его работа – это непрерывное исследование и оспаривание границ литературы и философии.

Словарные статьи, связанные с Деррида

Произведения Деррида в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Деррида