Социология в Украине

Богданов (Малиновский) Александр Александрович (10.08.1873, Соколка - 07.04.1928, Москва)

Богданов (Малиновский) Александр Александрович (10.08.1873, Соколка - 07.04.1928, Москва)Богданов (Малиновский) Александр Александрович (другие псевдонимы - Максимов, Рядовой, Вернер) (10.08.1873, Соколка - 07.04.1928, Москва) - философ, социолог, культуролог, экономист, ученый-естествоиспытатель, прозаик, политический деятель. Родился в семье народного учителя. В 1892 окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на естественное ОТДЕЛЕНИЕ физико-математического факультета Московского УНИВЕРСИТЕТА.
Увлекшись народовольчеством, Богданов вступил в Союз Северных землячеств, участвовал в студенческих волнениях, в 1894 был арестован, исключен из университета и выслан в Тулу. Вел пропагандистскую работу в рабочих кружках, и в 1896 пришел от народовольческих идей к социал-демократическим. Из лекций, прочитанных рабочим, выросла первая книга Богданова "Краткий курс экономической науки" (1897). Окончил медицинский факультет Харьковского университета (1899), специальностью избрал психиатрию.
В 1899 издал первую философскую книгу "Основные элементы исторического взгляда на природу". По окончании университета снова был арестован за революционную пропаганду и выслан в Калугу (1899-1900), где близко сошелся с ссыльным Луначарским, затем в Вологду (1901-03), где познакомился с Бердяевым, также отбывавшим ссылку.Общение с "идеалистом" и бывшим "легальным марксистом" Бердяевым для "реалиста" Богданова оказалось особенно плодотворным: философские споры идейных оппонентов впоследствии вылились в дискуссию на страницах журнала "Вопросы философии и психологии" и в два взаимополемических сборных статей (с участием "идеалистов" и "реалистов") - "Проблемы ИДЕАЛИЗМА" (1902) и "Очерки реалистического мировоззрения" (1904). Однако в полемике с будущими "веховцами" (в том числе П.Струве, С. Булгаковым и др.), либеральными экономистами (например, с М. Туган-Барановским) не столько оттачивалась ортодоксальная материалистичная, строго марксистская позиция революционера в жизни и философии, сколько вырабатывалось критическое ОТНОШЕНИЕ к всевозможным догмам и СТЕРЕОТИПАМ научного и философского мышления.
В это ВРЕМЯ Богданов много занимается вопросами психологии (в том числе социальной) и философии, стремясь выработать самостоятельную и творческую позицию по всем вопросам, и главным образом - по проблемам теории познания и сознания (индивидуального и общественного). Богданова не удовлетворяет плехановская диалектико-материалистическая ортодоксия, представляющаяся "сухой и отжившей", сковывает и гегелевская ДИАЛЕКТИКА, кажущаяся схоластичной и узкой, не дающей "полной ясности и законченности" картины мира. Марксистское МИРОВОЗЗРЕНИЕ, по мысли Богданова, нуждается в усовершенствовании и расширении, в обретении реального "яркоцветия" и удалении от схематизма, что оказывается возможным лишь при опоре на данные опыта современных наук, прежде всего естественных. Из новейших философских направлений, наряду с энергетизмом В. Оствальда, особый интерес Богданова вызывает "критическая ФИЛОСОФИЯ" Р. Авенариуса и Э. Маха, соединяющая многообразие конкретно-научной эмпирики, философский РЕЛЯТИВИЗМ в истолковании основных категорий реальности и строгий ПОЗИТИВИЗМ познавательных и исследовательских установок.
Именно махизм кажется Богданову призванным дополнить и развить МАРКСИЗМ с его социально-критическим пафосом, обновив его и сделав современным миросозерцанием. Реализуя свой творческий поиск, Богданов публикует книги "Познание с исторической точки зрения" (1901) и "Из психологии общества (Статьи 1901-1904)", большой философский трактат с обоснованием собственной философской системы - "Эмпириомонизм" в 3-х книгах (1904-06). Почти сразу же после своего появления эта философская СИСТЕМА встретила критический отпор со стороны "традиционалистов" в марксизме (Плеханов, Аксельрод, ЛЕНИН, Каменев и др.). Осенью 1903 Богданов примкнул к БОЛЬШЕВИКАМ; по окончании ссылки, весной 1904 выехал в Швейцарию, где познакомился и сблизился с Лениным, высоко оценившим его идейный максимализм и радикализм. Богданов стал активным участником большевистских партийных организаций : входил в редакции большевистских органов "Вперед" и "Пролетарий", журнала "Правда", был одним из редакторов газеты "Новая жизнь" (где сблизился с Горьким и оказал на него большое идейное и философское влияние); работал в социал-демократической фракции II Государственной думы. Он избирался членом ЦК на III (1905), IV (1906), V (1907) съездах РСДРП. Разногласия с Лениным сначала на философской почве (подвергся резкой критике в ленинской философско-публицистической работе "Материализм и эмпириокритицизм", на которую ответил в книге "Падение великого ФЕТИШИЗМА. Вера и НАУКА", 1910), а затем и на политической (Богданов возглавил группу левых большевиков - "отзовистов", выступавших против легальной, в том числе парламентской, деятельности большевиков) привели к исключению Богданова из большевистской фракции (1909) и постепенному отходу от политической работы (1911, после кризиса и раскола, наступившего в группе "Вперед"). В 1907-14 Богданов в эмиграции; здесь он пишет художественную прозу - научно-фантастические (социально-утопические) романы "Красная звезда" (1908) и "Инженер Мэнни" (1912/ 13), сыгравшие важную РОЛЬ в формировании концепции "научно-технической революции" (термин Богданова); работает над новыми философскими трудами, носящими во многом общедоступный, популярный характер и в то же время развивающими прежние, неопозитивистские идеи автора - "Философия живого опыта" (1913), "Наука об обществ, сознании" (1914).
Богданов начинает систематически разрабатывать свою философию культуры, в частности, знаменитую концепцию "пролетарской культуры" (которую впоследствии в той или иной мере разделяли почти все русские марксисты, в том числе Ленин, ТРОЦКИЙ, Воровский, СТАЛИН, ЛУНАЧАРСКИЙ и др., кроме, пожалуй, Плеханова), - в работе "Культурные задачи нашего времени" (1911), где автор обосновывал также проекты "Рабочего университета", "Рабочей Энциклопедии" - ИНСТИТУТОВ, призванных развивать культурный потенциал и сознательность трудящихся масс. В это же время Б. разрабатывает осн. идеи своей грандиозной теории - "Тектологии" ("Всеобщей организации науки"), во многом предвосхитившей принципы и осн. положения наук будущего - кибернетики, общей теории систем и системного подхода (Ч. 1-3, 1913-1922).
В 1914 Богданов вернулся из-за границы и был призван в действующую армию, где служил полковым врачом на фронте, ординатором эвакуационного госпиталя в Москве и санитарным врачом по пунктам военнопленных. После Октябрьской революции читал лекции по политэкономии в Московском университете, в дальнейшем составившие основу книги "Введение в политэкономию" (1917) и "Курс политэкономии" в 2-х т. (1918-20, совместно с И. Скворцовым-Степановым), ставшей популярным учебником для стремившихся к ликвидации политической и хозяйственной безграмотности рабоче-крестьянских масс. В это время Богданов - член президиума Коммунистической академии (1918-26); инициатор (1918) и главный теоретик (член ЦК) "Пролеткульта"; один из организаторов "Пролетарского университета".
После начатой Лениным кампании борьбы с "Пролеткультом" как с автономной от коммунистической партии организацией и обличения богдановской теории "пролетарской культуры" как мелкобуржуазной, интеллигентской и махистской Богданов отошел от культурной политики и оргработы в Пролеткульте, целиком посвятив себя (с 1921 г.) естественнонаучным исследованиям в области гематологии и геронтологии. Круг творческой деятельности Богданова последовательно сужался. В 1923 был арестован ГПУ по подозрению в причастности к деятельности подпольных политгрупп "Мы - коллективисты" и "Рабочая правда", выступавших с критикой советской власти и ее авторитарно-диктаторской политики; был освобожден за невиновностью.
В 1924 организовал частную группу исследований переливания крови, в 1926 преобразованной в первый в мире институт переливания крови, директором которого он стал. Ученый и врач, Богданов умер в результате опасного эксперимента по переливанию крови на самом себе (есть основания предполагать, что самопожертвование во имя науки было скрытой формой самоубийства). "Богдановщина" пережила своего творца. После смерти Богданова его философия была объявлена (на XVI съезде ВКП(б) - в 1929) "теоретической основой правого уклона", в 1937 вышла книга А. Щеглова, посвященная "богдановской ревизии марксизма", где "богдановско-бухаринские реставраторские, буржуазной "теории"" были названы орудием "фашистской контрреволюции в борьбе против победившего в СССР СОЦИАЛИЗМА". Впрочем, в более мягкой и уклончивой форме борьба с богдановским культурным и философским наследием продолжалась до тех пор, пока существовал ТОТАЛИТАРИЗМ и характерная для него тоталитарная культура. Тоталитарный строй не случайно видел в ТЕОРИЯХ Богданова не только вызов, не только мощную антитезу себе, но и явную угрозу своему существованию. Философия культуры - центр, компонент всех философских, социальных, научно-технических и политических идей Богданова - не могла быть по достоинству оценена в той идейно-политической и социальной среде, которая его выдвинула как социального мыслителя и деятеля культуры (профессионально-революционной, марксистской).
Самовольное, творческое ОБРАЩЕНИЕ с марксизмом, утрачивавшим в трактовке Богданова ореол сакральности, идейной "неприкасаемости", в глазах ортодоксальных ревнителей "чистоты" марксистского учения 19 в. выглядело всего лишь кощунственным "ревизионизмом", а не оригинальной философской системой 20 в. , впитавшей в себя достижения ПОЗИТИВИЗМА (включая СПЕНСЕРА) и неопозитивизма, классической философии агностицизма Беркли, КАНТА, Юма, конкретных наук - физики, биологии, психологии, социологии, математики и др. Уходя от решения пресловутого "основного вопроса философии", т. е. от различения материи и духа, бытия и сознания, физического и психического (Богданов считал общественно бытие и общественное СОЗНАНИЕ тождественными) , он, как и многие мыслители эпохи МОДЕРНА, обращался к категории "чистого опыта", или "чистого сознания", представленного в разл. феноменальных формах. Так, ОТНОШЕНИЕ познающего субъекта к определенным явлениям или фактам зависит не только от их совокупности, но и от их состояния. Поэтому реальность геометрической фигуры и природного явления, исторического деятеля или естественного языка - различны по своей природе; для каждого вида реальности существует своя форма индивидуальной и социальной организации опыта. Отсюда неизбежная релятивность человеческого познания, целиком зависящего от господствующих форм организации опыта.
По существу, богдановская философия и теория познания идейно созвучны феноменологическим исканиям рубежа 19-20 вв. - Брентано, Гуссерля и др., - с тем РАЗЛИЧИЕМ, что Богданов, как представитель русской культуры и философии, наследовавший философскому радикализму революционных демократов и народников и являвшийся современником русских символистов, делал упор не столько на освоение (и отражение) изменчивой и затемненной превращенными идеологическими формами реальности, сколько на ее преобразование, творческое пересоздание средствами культуры. Центр, смыслообразующим компонентом богдановской философии культуры является ПОНЯТИЕ "организации опыта". Вся ИСТОРИЯ человечества и его культуры - это история организационных форм, с помощью которых происходит приспособление человека к окружающей его природной среде. Первичное организационное приспособление человеческого общества определяется социальным ИНСТИНКТОМ, внешне объединяющим членов общности переживаемое каждым членом общества общим достоянием и для других членов, сохранять и передавать КОЛЛЕКТИВНЫЙ опыт во времени и в пространстве. Эту задачу выполняет вторично-организационное приспособление об-ва к окружающей среде, каковым и является культура. Культура превращает ОБЩЕСТВО в качественную целостность, в которой результат больше слагаемых, именно культура сохраняет, оформляет, закрепляет и развивает данный ТИП организации общества. Определенный исторический тип культуры представляет функциональное единство всех ее форм: взаимосвязанными являются тип труда, тип поведения, тип мышления, тип чувствования, тип личности, тип используемой обществом техники, типы науки, искусства, религии, морали, права, по-своему выполняющих различные и в то же время взаимосвязанные организационные функции в обществе. Получаемые в обществе культурные продукты, находящиеся в соответствии с его устройством, служат для него организационным продуктом, т. е., будучи производными от коллективного опыта, они сами организуют обществ. жизнь, сохраняя и воспроизводя МОДЕЛЬ определенного исторического типа общества. Созданная Богдановым типология культуры носит эволюционистский характер и представляет собой аккумуляцию: 1) марксовой теории формаций, 2) гегелевской триады (включающей тезис, антитезис и синтез) и 3) классич. после КОНТА позитивистской теории "трех стадий" (теологической, метафизической и позитивной). Три идеальных исторических типа культуры, по Богданову, - авторитарный, отвлеченный (индивидуалистический) и коллективистский, развивающиеся последовательно, один из другого. Высший тип культуры - коллективистский соответствует социалистическому обществу; он призван синтезировать первобытный, неразвитый коллективизм с чрезмерно развитым в условиях капиталистич. ОБМЕНА культурным ИНДИВИДУАЛИЗМОМ, эгоизмом; преодолеть мифологический или религиозный авторитаризм, стремящийся все обществ, явления связать с некоей мистической "первопричиной" и страдающий "натуральным фетишизмом", как и "отвлеченный фетишизм" буржуазного общества, с его стихийно-хаотическим произволом автономных личностей, разрушающим единство общества, атомизирующим его. В коллективистском обществе рутинный труд отомрет, рабочий станет не только исполнителем, но и организатором трудового процесса, что сблизит его с инженером; научная ОРГАНИЗАЦИЯ труда превратит индивидуальное творчество в средство совершенствования обществ, целого, а коллективистские организационные задачи определят цели и перспективы индивидуального труда. Исходной базой коллективистского общества, по Богданову, является "пролетарская культура", еще несовершенная, искалеченная буржуазными отношениями, но потенциально свободная от "властных фетишей" любого РОДА и имманентно несущая в себе организационно-коллективистское начало будущего общества, формирующая новый тип труда и новые формы обществ, и производств, отношений.
Для торжества "пролетарской культуры" в ближайшем будущем, по мнению Богданова, необходимо соблюдение нескольких условий: 1) ДОСТИЖЕНИЕ демократизации знания, переосмысление и систематизация прошлого с точки зрения представлений о мире как органиченном единстве практической деятельности и творчества; 2) освобождение от фетишизма в сознании (пережитков религ. или религиоподобного КУЛЬТА в науке, искусстве, морали, философии, политике), в том числе всех разновидностей авторитаризма, вождизма, апологетики и т. п.; 3) ДОСТИЖЕНИЕ коллективистского подхода во всех сферах жизни и культуры, включая науку, искусство, мораль, быт, общественно-политическая жизнь. Практическая задача интеллигенции в переходный от капитализма к социализму период - всемерно поддерживать и развивать "пролетарскую культуру" со всеми присущими ей атрибутами и ростками нового. Для этого необходимо создать новую Энциклопедию, призванную сыграть такую же революционную роль в формировании мировоззрения и мирооотношения нового человека, какую сыграла в 18 в. Французская энциклопедия, подготовившая Великую Французскую революцию. Этой же цели должны служить организуемые по всей стране организации Пролеткульта, пробуждающие массы к художественному, научному и историческому творчеству; пролетарские унты, не только ликвидирующие неграмотность, но и образующие универсально разностороннюю, творч. ЛИЧНОСТЬ, органически вписанную в коллективистское, научно организованное общество. При этом Богданов рассматривал "пролетарскую культуру" как некий идеальный тип культуры, а не наличное состояние культуры ПРОЛЕТАРИАТА, далекое от эталонных представлений. Наблюдая за процессами культурной революции в Советской России, за многими тенденциями деятельности созданного по замыслу самого Богданова Полеткульта, осмысляя культурную политику большевистского руководства (при Ленине, а затем и Сталине), Богданов с горечью констатировал консервативный откат молодой советской культуры в доиндивидуалистическую, авторитарную эпоху - вместо прорыва в культуру коллективистскую; возвращение к своего рода культурному феодализму - вместо восхождения к культурному социализму. Стройная организационная теория Богданова оказалась красивой и умной утопией, апеллировавшей к саморазвивающейся человеческой практике, но с текущей истор. практикой далеко и трагически разошедшейся. Символично, что единственным творческим делом, оставшимся возможным и реальным для Богданова - ученого, стало переливание крови из одного организма в другой - модель искусственного обновления старых, изношенных форм за счет привнесения в них нового содержания.
Теория "пролетарской культуры" была подобна во многих отношениях этой модели: прививая традиционному, а во многом и патриархальному обществу идеи и НАВЫКИ высшего, научно организованного коллективизма, богдановская философия культуры теоретически исходила из оптимистичного прогноза результатов проводимого эксперимента по "переливанию культуры" и не учитывала меру практического риска, поскольку эталоном ей служила марксистская формула революционного насилия как "повивальной бабки истории". Опыт "переливания" оказался гибельным - и для теоретика, и для практики.

Словарные статьи, связанные с Богданов

Произведения Богданов в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Богданов