Социология в Украине

Грамши Антонио (Antonio Gramsci; 22.01.1891, Алес - 27.04.1937, Рим)

Грамши Антонио (Antonio Gramsci; 22.01.1891, Алес - 27.04.1937, Рим)Грамши Антонио (Antonio Gramsci; 22.01.1891, Алес - 27.04.1937, Рим) - итальянский революционный марксистский и политический теоретик, чье ПОНЯТИЕ гегемонии оказало влияние на современную социологию. В 1924 г. Грамши стал секретарем Коммунистической партии Италии, но был арестован фашистами в 1926 г. На судебном процессе официальный обвинитель требовал, чтобы судья "остановил этот мозг, работающий в течение двадцати лет". Тюрьма вдохновила его на написание главной теоретической работы — "Тюремных тетрадей" — охватывающей широкий диапазон предметов. Общей связью является применение МАРКСИЗМА к проблемам истории и общества Италии. Его стратегия изменения была основана на создании революционного союза между ОРГАНИЗАЦИЯМИ северного рабочего КЛАССА и южного крестьянства.
Антонио Грамши был четвёртым из семи детей в семье мелкого служащего Франческо Грамши. Ещё в юности у Грамши проявился интерес к литературе. Ранее увлечение СОЦИАЛИЗМОМ брата Дженнаро (Gennaro) сильно повлияло на его дальнейшее развитие. В 1897 г. его отец по подозрению в злоупотреблении служебным положением был посажен в тюрьму на 5 лет. Вскоре после этого его мать с детьми переехала в Гиларцу, где Антонио окончил начальную школу. В 11 лет он на два года поступил на работу в налоговую службу в Гиларце, чтобы помочь своей семье, чрезвычайно стесненной в материальном плане. Тем не менее, он продолжил учиться самостоятельно, и в конце концов вернулся в школу, где обнаружились его блестящие способности по большинству предметов.
В 1911-14, благодаря премии на учёбу для нуждающихся студентов из провинций бывшего Королевства Сардинии, учился в Туринском УНИВЕРСИТЕТЕ на филологическом факультете. В числе других студентов-претендентов на эту премию был и Пальмиро Тольятти, будущий главный секретарь Итальянской коммунистической партии.
В 1915 году, несмотря на перспективы успешной академической работы, он стал активным членом Итальянской социалистической партии и начал активную журналистскую карьеру.
В годы 1-й мировой войны редактировал туринский социалистический еженедельник «II grido del popolo», одновременно сотрудничая с туринским изданием социалистической газеты «Avanti!». Грамши проявил себя как выдающийся представитель молодого поколения итальянских революционеров, начавших борьбу против РЕФОРМИЗМА в социалистической партии. В 1917 принял участие в создании внутри партии «Революционной фракции непримиримых». После антивоенного вооруженного восстания в Турине в августе 1917 был избран секретарём местной секции социалистической партии.
Октябрьская социалистическая РЕВОЛЮЦИЯ 1917 послужила активизирующим фактором его деятельности. В условиях послевоенного революционного подъёма в Италии Грамши выступил инициатором движения за создание фабрично-заводских советов, которое стало своеобразной формой борьбы итальянского ПРОЛЕТАРИАТА за ВЛАСТЬ в 1919—20. В январе 1921 стал членом новообразованной Итальянской коммунистической партии (ИКП). В мае 1919 вместе с П. Тольятти, У. Террачини и др. молодыми социалистами создал еженедельник «l'Ordine nuovo».
В 1922-23 Грамши был делегатом от ИКП в Исполкоме Коминтерна и жил в Советском Союзе. 25 ноября 1922 года произошла его встреча с В. И. ЛЕНИНЫМ. В это же ВРЕМЯ он женится на Юлии Апполониевне Шухт (1896—1980), дочери революционера А.А. Шухтова, близкого друга семьи Ульяновых и лично В.И. Ленина. Ю.А. Шухт родила Грамши двух сыновей. В мае 1924 года Грамши вернулся в Италию. В 1924 по инициативе Грамши создана ежедневная газета партии «L’Unita». Возглавляя в 1924-26 парламентскую группу коммунистов, Грамши выступал с трибуны палаты депутатов с жесткой критикой политики фашизма.
8 ноября 1926 за революционную ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ фашисты арестовали Грамши и сослали на о. Устика. В 1928 фашистский трибунал приговорил его к 20 годам тюремного заключения (затем в результате нескольких амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937). Там и были написаны почти три тысячи страниц, составивших ядро творческого наследия Грамши — знаменитые «Тюремные тетради». Кроме того, интерес представляют его письма Татьяне Шухт, сестре его жены, и другим (их насчитывается около 500). Большую часть заключения Грамши провёл в тюрьме Тури (около Бари).
Кроме родных и близких, Грамши очень помог его друг, экономист П. Сраффа, который на свои ДЕНЬГИ покупал книги, которые нужны были Грамши в тюрьме. Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через несколько дней после формального освобождения Грамши умер от кровоизлияния в мозг, ставшего следствием очень напряженной и тяжелой жизни. Похоронен на Римском протестантском кладбище.
Антонио Грамши оставил после себя многочисленные труды по вопросам истории, философии и культуры.
Мысль Грамши концентрируется вокруг основополагающих задач развития общества: политических, социальных, культурных, философских, экономических, исторических и других. Одним из важнейших направлений мысли Грамши является ТЕОРИЯ гегемонии. В своих работах тщательно анализирует марксизм, который называет «философией практики» (в его работах подчеркивается неразрывная связь теоретических построений и реальной деятельности).
Грамши утверждает необходимость контакта между «простыми людьми» и интеллигенцией, считая необходимой борьбу за интеллектуальное возвышение масс. Задача интеллигенции — донести «высокие» достижения культуры до народных масс, популяризовать их, превращая тем самым в основу для практической деятельности. Грамши отстаивает идею общественно-активной роли искусства, ответственности писателя перед народом.
Критикуя упрощения марксистской теории, сведение к механистичности, жесткой детерминированности, Грамши пишет по поводу вульгаризации проблемы соотношения базиса и надстройки марксизма: нельзя «…представлять и объяснять любое колебание политического и идеологического барометра как непосредственное выражение изменений в базисе…».
В записях, которые Антонио Грамши вел в тюрьме в первой половине 30-х годов, попытался всесторонне проанализировать феномены фашизма и ТОТАЛИТАРИЗМА как результат кризиса политических и социальных структур в Италии и Европе в первые два десятилетия XX века. Как он считал, политическая диктатура явилась результатом неспособности правящего класса получить поддержку широких социальных групп. Авторитаризм есть форма «пассивной революции», попытка верхов проводить модернизацию экономики, не меняя социальных структур.
С целью выхода из тупика тоталитаризма Грамши предлагает комплекс «интеллектуальных и духовных преобразований, которые совершат на национальном уровне то, что ЛИБЕРАЛИЗМУ удалось сделать лишь для блага узких слоев населения».
В советское время его теория утаивалась от широкого круга читателей, публиковались только выборочные произведения, хотя он и признавался значительным марксистским философом и был «канонизирован» даже в сталинские времена.
Главной целью исторических исследований Грамши была научная разработка проблемы гегемонии пролетариата. С этим тесно связаны исследования Грамши, посвященные эпохе Рисорджименто - периоду борьбы за национальное освобождение и объединение Италии в 19 в. На конкретных исторических примерах Грамши показывает, что союз с крестьянством определяет политический успех той силы, которая осуществляет руководящую РОЛЬ в этом союзе. Грамши создаёт цельную марксистскую концепцию Рисорджименто. Он рассматривает Рисорджименто как буржуазную революцию, оставшуюся незавершённой главным образом потому, что в Италии не были осуществлены революционные преобразования в деревне. Сохранение феодальных пережитков, слабость демократического лагеря обусловили внутреннее бессилие т. н. либерального государства, которое особенно отчётливо выявилось после 1-й мировой войны (в начале 20-х гг). Пролетариат, указывает Грамши, должен учесть уроки истории и в качестве гегемона революции повести за собой широкие народные массы.
Грамши стремится выявить все те кардинальные проблемы, которые не были решены в борьбе за национальное объединение и продолжали тормозить экономическое и политическое развитие страны; он исследует в историческом плане проблему разрыва между ГОРОДОМ и деревней, Севером и Югом, интеллигенцией и народом. Особенно большое внимание уделяет Грамши изучению вопросов, связанных с проблемой экономической и политической отсталости Юга Италии, - т. и. южному вопросу, который он рассматривает прежде всего как вопрос крестьянский. Важнейшей задачей пролетариата и его авангарда - коммунистической партии Грамши считал борьбу против буржуазной идеологии.
В своих философских работах Грамши стремился дать всестороннее изложение марксизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения. Особое внимание он уделял проблеме связи между теорией и практикой, одним из важнейших аспектов которой был вопрос об отношениях между рабочим классом и интеллигенцией. В установлении единства между ними Грамши видел одно из главных отличий марксизма от буржуазных философских систем, и в частности от философии Б. Кроче.В противовес Кроче, который стремился спасти "высокую культуру", отделив её от политики и от масс, Грамши утверждал необходимость контакта между "простыми людьми" и интеллигенцией "...именно для того, чтобы создать интеллектуально-моральный блок, который сделает политически возможным ПРОГРЕСС всей массы, а не только узких группок интеллигенции" (Избранные произведения, т. 3, М., 1959, с. 22). Выступая против тенденций осуществить единство "на низком уровне масс", Грамши считал, напротив, необходимой борьбу за интеллектуальное возвышение масс. Критикуя всякого РОДА упрощения марксистской теории, Грамши, в частности, писал по поводу вульгаризации проблемы соотношения базиса и надстройки: нельзя "...представлять и объяснять любое колебание политического и идеологического барометра как непосредственное выражение изменений в базисе..." (там же, с. 98). Разрабатывая учение о гегемонии пролетариата, Грамши обращает особое внимание на проблему духовного и нравственного руководства пролетариатом массами и обществом. Грамши отстаивал идею общественно-активной роли искусства, ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против вульгаризации этих принципов, против декретирования, навязывания искусству его предмета, метода и задач. Именно в этом плане Грамши ставил и решал вопросы о взаимосвязи искусства и масс, писателя и народа, подчёркивал огромное воспитательное значение искусства.
Труды Грамши содействовали формированию в Италии плеяды философов и историков-марксистов; они имеют важное значение для всей деятельности итальянского рабочего класса и международного коммунистического движения.

Словарные статьи, связанные с Грамши

Произведения Грамши в нашей библиотеке

Книги, в которых есть упоминания о Грамши