Социология в Украине

Гадамер Ганс Георг (Hans-Georg Gadamer; 11.02.1900, Марбург — 12.03.2002, Гейдельберг)

Гадамер Ганс Георг (Hans-Georg Gadamer; 11.02.1900, Марбург — 12.03.2002, Гейдельберг)Гадамер Ганс Георг (Hans-Georg Gadamer; 11.02.1900, Марбург — 12.03.2002, Гейдельберг) - немецкий СОЦИАЛЬНЫЙ философ и главный сторонник феноменологической герменевтики. Его основная работа — "Истина и метод" (1960). Основываясь на ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ (в частности, ХАЙДЕГГЕРА) и на творчестве Дильтея, он утверждает, что любое дело с незнакомым подразумевает преодоление наших предубеждений. Эти "предвзятости" не могут быть преодолены простой риторикой об объективности, и поиск научной истины должен быть оставлен в пользу чувственного исследования наших собственных ответов на то, что для нас,является странным. Это предполагает опосредование прошлого и настоящего, неизбежно отражая тот способ, каким интерпретатор (вос)создает историю. Чтобы достичь Слияния горизонтов с "другим", мы должны войти в герменевтический круг, в котором ТЕКСТ может быть понят только как ПРОЯВЛЕНИЕ всемирного представления, а последнее — как синтез ряда таких текстов. Гадамер критиковался многими за свой РЕЛЯТИВИЗМ, а ХАБЕРМАСОМ — за пренебрежение силой языка, но он сохраняет ключевое влияние на социологическую эпистемологию.
Родился 11 февраля 1900 в Марбурге. Изучал философию, классическую филологию, германистику и историю искусства в УНИВЕРСИТЕТАХ Марбурга и Фрейбурга у Николая Гартмана, Пауля Фридлендера, Макса ШЕЛЕРА, Рудольфа Бультмана и Мартина Хайдеггера. Преподавал в университетах Марбурга, Киля, Лейпцига (1946–1947 – ректор). В 1947 переехал во Франкфурт-на-Майне, в 1949–1968 занял кафедру философии в Гейдельбергском университете, которой ранее руководил Карл Ясперс. В 1953 основал журнал «Philosophische Rundschau». После выхода на пенсию в 1968 Гадамер в течение более чем трех десятилетий оставался активным участником германских и международных философских семинаров и конференций.
Всемирную известность принесла Гадамеру работа «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики» (Wahrheit und Methode (Truth and Method), 1960), где он попытался связать воедино «герменевтику фактичности» Хайдеггера с герменевтической традицией 17–18 вв. Вслед за Хайдеггером Гадамер трактует феномен понимания не как инструментально-логический акт, а как способ человеческого бытия. Отсюда радикальный пересмотр задач герменевтики, в том числе ревизия концепций Шлейермахера и Дильтея. Герменевтика – не искусство истолкования (как это было у Шлейермахера) и не метод познания (как у Дильтея), а исследование условий, при которых возможно понимание. Развивая хайдеггеровскую мысль о человеческом бытии как бытии в мире и о «пред-истолкованности» мира в дотеоретических СТРУКТУРАХ ориентации в нем, Гадамер ведет речь о «предпонимании», которое конкретизируется им как «пред-рассудок». «Предрассудки» (равно как и «традиция» и «авторитет») не только не препятствуют пониманию, но и составляют необходимый его момент.
«Герменевтический круг», известный как основная трудность процесса интерпретации, носит, по Гадамеру, не методологический, а онтологический характер, и продиктован взаимообусловленностью и ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ между «предпониманием» и текстом. К смыслу текста как некоторого целого мы идем через понимание его отдельных частей; но чтобы понять смысл части, уже необходимо определенным образом понимать целое, т.е. обладать его «предпониманием». Как бы упреждая упрек в субъективизме и релятивизме, Гадамер говорит о диалогической структуре процесса понимания. Понимание возможно через диалог. Будучи диалогом, беседой, оно имеет вопросно-ответную структуру: понять текст – значит понять вопрос, который этот текст ставит. Но понять вопрос можно лишь в том случае, если мы сами умеем им задаться. Поэтому вторым шагом будет отнести этот вопрос к себе, что ведет к критической проверке нашего «предпонимания». Понимание всегда осуществляется в процессе «слияния горизонтов» интерпретатора и текста, причем интерпретатор не выходит из этого процесса незатронутым, его смысловой горизонт тоже претерпевает изменения.
В последовательном противостоянии редукции герменевтики к разработке методологии интерпретации текстов (Э. Бетти, Е.Д.Хирш), Гадамер выдвигает понятие «действенной истории» (Wirkungsgeschichte), которая заключается, с одной стороны, в определенности всякого акта истолкования текста предшествующей историей (традицией) его интерпретаций, а с другой стороны, во включенности этого акта в традицию. Сегодняшняя интерпретация традиции – тоже момент традиции; всякое истолкование и определено традицией, и «соопределяет» последнюю. Подчеркивая момент «принадлежности традиции», Гадамер отмежевывается от концепции «исторического сознания» Дильтея, верящего в возможность объективного познания прошлого, укорененного исследователем в настоящем. В континууме традиции нет ни прошлого, ни настоящего, и Шекспир вполне может выступать как современник Софокла; в «событии понимания» нет ни объекта, ни субъекта, т.к. интерпретатор и его предмет равным образом причастны традиции.
Парадигматическое значение для герменевтического опыта имеет «опыт искусства». В противовес концепции «эстетического суждения» КАНТА, Гадамер вслед за Гегелем трактует искусство как способ познания, как самостоятельный «опыт истины». Апелляция к Гегелю необходима Гадамеру для заострения своего расхождения со Шлейермахером: задача герменевтики заключается не просто в «реконструировании», а в известном смысле в «конструировании» – во включении опыта истины, переживаемого благодаря произведению искусства, в структуру опыта интерпретатора. Однако союз философской герменевтики с философией Гегеля непрочен. Исходный пункт Гегеля – самопознание абсолютного духа, т.е. бесконечная мощь рефлективного сознания, тогда как Гадамер отправляется от принципиальной конечности человека и его рефлективных усилий. Гадамер отрицает поэтому и возможность «снятия» менее совершенных форм культурных образований более совершенными. Традиция дана человеку в первую очередь и по преимуществу как языковая. Мы «живем в традиции» в той мере, в какой мы «живем в языке». Как и Хайдеггер, Гадамер рассматривает язык не в качестве инструмента или ЗНАКА того или иного произвольно избираемого содержания, а как «медиум» раскрытия бытия. Универсальность языка как медиума влечет за собой универсальность герменевтики. Отсюда вытекает знаменитый тезис Гадамера: «Бытие, которое может быть понято, есть язык». В полном соответствии со своим тезисом, что Герменевтика – прежде всего ПРАКТИКА, Гадамер выступает как практикующий интерпретатор, беря в качестве предмета и историю философии (Платон, АРИСТОТЕЛЬ, ГЕГЕЛЬ, ГУССЕРЛЬ, Хайдеггер), и историю литературы (Гёте, Рильке, Гёльдерлин, Пауль Целан).
Диалог (в качестве диалога с традицией) служил Гадамеру не просто моделью исследовательской деятельности, но стал для него образом жизни. Радость соучастия в событии мысли, совершающемся посредством философского диалога, Гадамер подарил огромному количеству друзей и учеников. Ясность ума не оставляла его до конца дней. Гадамер ушел из жизни на 103-ем году своей полной общения жизни. Он умер в Гейдельберге 13 марта 2002.

Словарные статьи, связанные с Гадамер

Произведения Гадамер в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Гадамер