Социология в Украине

Виндельбанд Вильгельм (Wilhelm Windelband; 11.05.1848, Потсдам — 22.10.1915, Гейдельберг)

Виндельбанд Вильгельм (Wilhelm Windelband; 11.05.1848, Потсдам — 22.10.1915, Гейдельберг)Виндельбанд Вильгельм (Wilhelm Windelband; 11.05.1848, Потсдам — 22.10.1915, Гейдельберг) — немецкий философ, примыкавший к неокантианству и запомнившийся в значительной степени проведенным РАЗЛИЧИЕМ между двумя противоположными "влиятельными подходами" в социальных исследованиях: идиографическим и номотетическим. Последний связан с открытием научных законов, а первый применялся при изучении отдельных исторических явлений. Вместе с РИККЕРТОМ Виндельбанд утверждал, что, хотя ПОЛИТЭКОНОМИЯ и СОЦИОЛОГИЯ в стремлении устанавливать обобщения вполне могут заимствовать методологию естественных наук, следует также признать уместность использования идиографических методов в исторических и культурных исследованиях. Один из важных акцентов в работах Виндельбанда — значение ценностей в выборе проблем для изучения в культурной сфере. Это представление повлияло на Вебера, но, в отличие от него, Виндельбанд оставлял открытой возможность установления универсально значимых норм.
Преподавал философию в Лейпцигском (1870-1876), Цюрихском (1876), Фрейбургском (1877-1882), Страсбургском (1882-1903), Гейдельбергском (1903-1915) УНИВЕРСИТЕТАХ. Основные труды: "История древней философии" (1888), "История новой философии" (в двух томах, 1878-1880), "О свободе воли" (1904), "Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия" (1909) и др. Имя Виндельбанда ассоциируется прежде всего с возникновением Баденской школы неокантианства, которая наряду с другими направлениями этого движения (Марбургская школа и др.) провозгласила лозунг "Назад к КАНТУ", положив тем самым начало одному из главных течений в западно-европейской философии последней трети 19 - начала 20 вв. Круг проблем, рассматривавшихся философами этой школы, чрезвычайно велик. Тем не менее доминирующим вектором ее развития можно считать попытки трансцендентального обоснования философии. В отличие от Марбургской версии неокантианства, ориентировавшейся главным образом на поиски логических оснований так называемых точных наук и связанной с именами Когена и Наторпа, баденцы, во главе с Виндельбандом, акцентировали РОЛЬ культуры и сконцентрировали свои усилия в деле обоснования условий и возможностей исторического познания. Заслугой Виндельбанда является попытка дать новое освещение и разрешение основным проблемам философии, и, прежде всего, проблеме ее предмета. В статье "Что такое ФИЛОСОФИЯ?", опубликованной в сборнике "Прелюдии. Философские статьи и речи" (1903) и книге "История новой философии" В. специально разбирает этот вопрос, посвящая его прояснению пространный историко-философский экскурс. Виндельбанд показывает, что в Древней Греции под ПОНЯТИЕМ философии понималась вся совокупность знаний. Однако в процессе развития самого этого знания из философии начинают выделяться самостоятельные науки, в результате чего вся действительность постепенно оказывается разобранной этими дисциплинами. Что же в таком случае остается от старой всеобъемлющей науки, какая область действительности остается на ее долю? Отвергая традиционное представление о философии как науке о наиболее общих законах этой действительности, Виндельбанд указал на принципиально иной путь и новый предмет, обусловленный самим ходом развития культуры. культурная проблема кладет начало движению, лозунгом которого стала "переоценка всех ценностей", а значит философия может продолжать существовать, по Виндельбанду, только как учение об "общезначимых ценностях". Философия, по Виндельбанду, "более не будет вмешиваться в работу отдельных наук... она не настолько честолюбива, чтобы со своей стороны стремиться к познанию того, что они уже узнали и не находит удовольствия в компиляции, в том, чтобы из наиболее общих выводов отдельных наук как бы сплетать самые общие построения. У нее своя собственная область и своя собственная задача в тех общезначимых ценностях, которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценностей". Следуя духу кантовского различения теоретического и практического РАЗУМА, Виндельбанд противопоставляет философию как чисто нормативное учение, основанное на оценочных суждениях и познании должного, - опытным НАУКАМ, базирующимся на теоретических суждениях и эмпирических данных о действительности (как о сущем). Сами ЦЕННОСТИ у Виндельбанда очень близки в своем значении к кантовским априорным формам или НОРМАМ, обладающим трансцендентальным характером и являющимися надвременными, внеисторическими и общезначимыми принципами, которые направляют и, таким образом, отличают человеческую ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ от процессов, происходящих в природе. Ценности (истина, благо, красота, святость) - это то, с помощью чего конструируются и ОБЪЕКТИВНЫЙ мир научного познания, и культура, и с их помощью можно правильно мыслить. Однако они не существуют в качестве неких самостоятельных предметов и возникают не при их осмыслении, а при истолковании их значения, поэтому они "значат". Субъективно же они осознаются в качестве безусловного долженствования, переживаемого с аподиктической очевидностью. Проблему разъединенности мира сущего (природы) и мира должного (ценностей) Виндельбанд провозглашает неразрешимой проблемой философии, "священной тайной", так как последняя, по его мнению, не способна отыскать некий универсальный способ познания обоих миров. Частично эта задача решается религией, объединяющей эти противоположности в едином Боге, однако и она не может до конца преодолеть эту принципиальную раздвоенность, так как не может объяснить, почему рядом с ценностями существуют и безразличные в отношении к ним предметы. ДУАЛИЗМ действительности и ценности становится, по Виндельбанду, необходимым условием человеческой деятельности, цель которой и состоит в воплощении последних. Большое место в творчестве Виндельбанда занимала также проблема метода, а, точнее, проблема специфики метода исторической науки, являющейся процессом осознания и воплощения трансцендентальных ценностей. Решающим в различении "наук о природе" и "наук о духе" (в терминологии Дильтея) Виндельбанд считал РАЗЛИЧИЕ по методу. Если метод естествознания направлен главным образом на выявление общих законов, то в историческом знании акцент делается на описании исключительно индивидуальных явлений. Первый метод был назван Виндельбандом "номотетическим", второй - "идиографическим". В принципе один и тот же предмет может быть исследован обоими методами, однако в номотетических НАУКАХ приоритетным является законополагающий метод; тайны же исторического бытия, отличающегося своей индивидуальной неповторимостью, единичностью, постижимы посредством идиографического метода, так как общие законы в принципе несоизмеримы с единичным конкретным существованием. Здесь всегда присутствует нечто в принципе невыразимое в общих понятиях и осознаваемое человеком как "индивидуальная свобода"; отсюда несводимость этих двух методов к какому-либо общему основанию. Значителен вклад Виндельбанда в историко-философскую науку. Его "История древней философии" и "История новой философии" и сегодня сохраняют свою ценность в силу оригинальности и продуктивности высказанных в них методологических принципов историко-философского знания, а также благодаря содержащемуся в них обширному историческому материалу; они не только расширили представления об историко-философском процессе, но и способствовали осмыслению современного культурного состояния общества.

Словарные статьи, связанные с Виндельбанд

Произведения Виндельбанд в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Виндельбанд