Социология в Украине

Бейтсон Грегори (Gregory Bateson; 09.05.1904, Кембридж – 04.07.1980, Сан-Франциско)

Бейтсон Грегори (Gregory Bateson; 09.05.1904, Кембридж – 04.07.1980, Сан-Франциско)Бейтсон Грегори (Gregory Bateson; 09.05.1904, Кембридж – 04.07.1980, Сан-Франциско) - широко известный американский культурный антрополог, чьи научные ИНТЕРЕСЫ простирались от зоологии, социальной антропологии, философии, психологии и исследования общения до мистицизма. Принадлежал к первому поколению последователей этнографической традиции Малиновского. Первым, а ныне классическим этнографическим произведением Бейтсона стало исследование "Нэйвен" (1936), прекрасное дополнение к развивающейся антропологической мозаике с аналитическими рамками для изучения символизма. Ввел ПОНЯТИЕ схизмогенезиса (для описания процесса социального раскола и КОНФЛИКТА), а также употреблял более знакомые понятия — этос и Эйдос — для выявления характерных принципов систем верований. Он доказывал, что используемые в анализе данных объяснительные и описательные категории можно перетасовать и изменить таким образом, чтобы данные не смотрелись в единственной структуре.
Второе классическое антропологическое исследование Бейтсона — "Балийский характер" (1942), написанное в соавторстве с Маргарет Мид, — способствовало популяризации изучения культуры и личности в американской культурной антропологии, особенно в 40-е гг. Он стал пионером в применении диапозитивов и киносъемок как в этнографических полевых исследованиях, так и в написании отчетов. На более позднем этапе деятельности перешел от "гуманистической психологии" и кибернетики к исследованию общения, изучая водных млекопитающих и дельфинов. Его работы оказали влияние на Гофмана и многих других социологов.
Грегори Бейтсон родился 9 мая 1904 года в деревеньке Грантчестере неподалеку от Кембриджа, Англия в семье известного ГЕНЕТИКА Уильяма Бейтсона. В 1917 году Грегори Бейтсон обучается в Чартерхаус-Скул (одна из девяти старейших престижных мужских привилегированных средних школ) и затем переводится в Сент-Джонс Колледж Кембриджского УНИВЕРСИТЕТА, где изучает естествознание. Он получает диплом в 1925, в возрасте 21 года.
Спустя некоторое ВРЕМЯ Бейтсон решает начать изучать антропологию и возвращается в Кэмбридж. Здесь он читает лекции по лингвистике под руководством Альфреда Реджиналда Редклиффа-Брауна. В 1930 году получает степень магистра.
После получения степени Бейтсон отправляется в Новую Гвинею на два года. Здесь он знакомится со своей будущей женой, Маргарет Мид. Также здесь он пишет книгу под названием «Naven» о племени ятмулов, обитающем в Новой Гвинее. Книга была опубликована в 1936 году.
Завершив исследования в Новой Гвинее, он предпринимает путешествие по США, читая лекции по различным тематикам в множестве разных вузов Америки. Бейтсон начинает изучать кибернетику с Норбертом Винером и Джоном фон Нейманном. Новое поле удовлетворило интерес Бейтсона в вопросах коммуникации между индивидами.
В 1941 году Бейтсон работает в качестве аналитика немецких пропагандистских фильмов в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Затем он работает в Управлении стратегических служб, читает лекции в Колумбийском университете и затем служит в Китае, Бирме, Цейлоне и Индии в качестве преподавателя. После войны в течение долгого времени читает лекции в Гарвардском университете в качестве приглашённого специалиста.
В 1956 году Грегори Бейтсон получает гражданство Соединённых Штатов Америки.
Спустя некоторое время, Бейтсон на год уезжает в Сан-Франциско для изучения процессов коммуникации. В период с 1963 по 1964, по приглашению Джона Лилли, работает директором ИНСТИТУТА исследования коммуникаций в Сент-Томасе на Виргинских островах.
С 1964 по 1972 он работает директором Океанического института (Гавайи), куда его пригласил Тейлор Прайор. В течение этого периода он исследовал процесс коммуникации между дельфинами — тему, вызывающую до сих пор много вопросов. Ему не удалось продвинуться в своих исследованиях настолько далеко, насколько он хотел.
Бейтсона нельзя считать узким специалистом, он был специалистом во множестве дисциплин. Он исследовал вопросы кибернетики и зоологии, этнологии и культурной антропологии, психологии и психиатрии. Грегори Бейтсон умер 4 июля 1980 года в Сан-Франциско в возрасте 76 лет.
Многие люди, в том числе и известные учёные, считают Бейтсона культовой фигурой, чему способствовали его загадочность, эксцентричность и широта интересов. Физик Фритьоф Капра в книге «Уроки Мудрости», писал о нём, что «будущие историки сочтут Грегори Бейтсона одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени. Уникальность его мышления связана с широтой и обобщённостью. Во времена, характеризующиеся разделением и сверхспециализацией Бейтсон, противопоставил основным предпосылкам и методам различных наук поиск паттернов, лежащих за паттернами, и процессов, лежащих в основе структур».
Грегори Бейтсон наиболее известен за разработку теории «двойного послания» (англ. double bind) в контексте шизофрении. По собственному признанию Бейтсона, работы его зачастую неправильно истолковываются, чему способствует и необычность его стиля. Бейтсон не отличался любовью к современным академическим стандартам научного стиля, и его работы зачастую были оформлены в виде эссе, а не научных работ; в своих трудах он применяет множество метафор, а выбор источников, как правило, можно считать нестандартным — с точки зрения консервативной науки (например, он мог цитировать поэтов прошлого и игнорировать свежие научные исследования). Несмотря ни на что, многие люди рассматривают его работы как источник весьма оригинальных мыслей, достойный тщательного чтения.
Грегори Бейтсон способствовал возникновению нескольких школ психотерапии, включая «антипсихиатрию» (Р. Д. Лэинг) и нейролингвистическое программирование (НЛП). Бейтсон выступил наставником основателей НЛП Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера а также познакомил их с психотерапевтом Милтоном ЭРИКСОНОМ, использовавшим так называемый «мягкий» (эриксоновский) гипноз для своих психотерапевтических сессий.
В круг интересов Бейтсона входили ТЕОРИЯ систем и КИБЕРНЕТИКА, одним из основателей которой он считается (Бейстон был в числе основоположников дисциплины). В процессе работы Бейтсон сосредоточился на соотношении кибернетики и теории систем с эпистемологией.
Среди наиболее известных фраз, часто употреблявшихся Бейтсоном и отражающих его МИРОВОЗЗРЕНИЕ, были следующие:
«Число отличается от количества».
«Карта не есть ТЕРРИТОРИЯ» и «имя не есть названный им предмет» (Альфред Коржибски).
«Логика — плохая МОДЕЛЬ для причины и следствия».
Также Бейтсон определял минимальное информативное изменение как «небезразличное РАЗЛИЧИЕ» (a difference that makes a difference).
Абдукция — метод сравнения паттернов отношений и их симметрии и асимметрии (как, например, в сравнительной анатомии), особенно в комплексных органических или психических СИСТЕМАХ. Бейтсон использовал этот термин для обозначения третьего метода науки (наряду с индукцией и дедукцией) и рассматривал её как центральное звено своего качественного и целостного (холистического) подхода.
Критерии РАЗУМА
1. Разум есть совокупность взаимодействующих частей или компонентов.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ между частями разума вызывается РАЗЛИЧИЕМ.
3. Для психических процессов необходима коллатеральная энергия.
4. Для психических процессов необходимы замкнутые (или более сложные) цепи детерминации.
5. В психических процессах эффекты различия (дифференциации) рассматриваются как трансформы (то есть закодированные версии) различий, которые им предшествовали.
6. Описание и классификация данных процессов трансформации выявляют иерархию логических ТИПОВ, свойственных явлению.
Креатура и Плерома — заимствованные у Карла Юнга гностические термины, сравнимые с концепцией майя в ИНДУИЗМЕ. Основная идея в их различении состоит в том, что смысл и ОРГАНИЗАЦИЯ проецируются в мир. Плерома — неживой мир, недиферренцированный субъектом; Креатура — живой мир, имеющий воспринимающий субъект.
Бейтсон подверг критике фундаментальную противоположность формы и сущности. Недостатком естественных наук Бейтсон считал сведение подлинной действительности к чистой субстанции, и отнесение формы, соответственно, к явлению как эпифеномену. Эта противоположность является неочевидным следствием ложного противопоставления разума и природы. Разум имманентен системе взаимодействия организм-среда, в которой невозможно провести четкую грань между индивидом и внешней природной средой, " психический мир - разум - мир информационных процессов - не ограничен кожей". ОТНОШЕНИЕ между разумом и средой Бейтсон иллюстрирует связью креатуры (живое) и плеромы (неживое), как ее описал в своих гностических размышлениях Карл Юнг (Семь проповедей мертвым, Septem Sermones ad Mortuos). Плерома описывается как мир сил и столкновений, но в нем отсутствуют различия - ЭКОЛОГИЯ этого мира это экология материалов и энергии. Мир креатуры это разницы и различия, которые и оказывают воздействия. Экология мира креатуры это экология идей.
Двойное послание — коммуникативный парадокс, впервые описанный в СЕМЬЯХ с шизофрениками. Для полноценного двойного послания необходимо соблюдение ряда условий:
1. Жертва двойного послания воспринимает противоречивые указания или эмоциональные послания на различных уровнях коммуникации (например, на словах выражается любовь, а невербальное ПОВЕДЕНИЕ, или «метасообщение», выражает ненависть; либо ребёнку предлагают говорить свободно, но критикуют или заставляют замолчать всякий раз, когда он так делает).
2. Невозможность метакоммуникации. Например, дифференцирование двух посланий, ОПРЕДЕЛЕНИЕ коммуникации как не поддающейся разумению.
3. Жертва не способна прекратить общение.
4. Неспособность выполнить противоречивые директивы наказывается (например, прекращением выражения любви).
Двойное послание изначально предлагалось в качестве объяснения части проблемы этиологии шизофрении. Сейчас более значимо его влияние в качестве примера подхода Бейтсона к сложностям коммуникации.

Словарные статьи, связанные с Бейтсон

Произведения Бейтсон в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Бейтсон

Нет ничего в библиотеке.