Социология в Украине

Башлар Гастон (Gaston Bachelard; 27.06.1884, Бар-сюр-Об – 16.10.1962, Париж)

Башлар Гастон (Gaston Bachelard; 27.06.1884, Бар-сюр-Об – 16.10.1962, Париж)Башлар Гастон (Gaston Bachelard; 27.06.1884, Бар-сюр-Об – 16.10.1962, Париж) - влиятельный французский СОЦИАЛЬНЫЙ философ и философ науки, кото­рый, помимо прочего, внедрил термин ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ и оказал влияние на АЛЬТЮССЕРА и ФУКО. Существуют параллели между взглядами Башлара и ТОМАСА КУНА на революционную науку.
Член Академии моральных и политических наук (1955). С 1919 по 1930 профессор физики и химии в коллеже Бар-сюр-Об, с 1940 руководил в Сорбонне кафедрой истории и философии наук, затем - ИНСТИТУТОМ истории наук. Исходный принцип философии Башлара - ПОНЯТИЕ "нового научного РАЗУМА", которое, по мысли Башлара, является выражением современной ступени познания. В духе неокантианства утверждает, что объект научного познания (например, современной физики) выступает не как реальность, а как МОДЕЛЬ, явившаяся результатом предыдущей логической и экспериментальной деятельности; непосредственная данность природы играет здесь РОЛЬ повода (pretexte) для научной мысли, а не объекта знания (см. "Le nouvel esprit scientifique", 1934, p. 6). Соприкоснуться с реальными элементами мира позволяет творческое воображение, оперирующее образами.
Гастон Башлар родился в бедной семье ремесленника. Вынужденный самостоятельно зарабатывать на жизнь, с 1902 работал служащим в почтовом управлении, сначала в ГОРОДКЕ Ремирмон, а с 1907 — в Париже. В 1912 несмотря на занятость на работе, смог стать лиценциатом в области математических наук, закончив курс в парижском лицее Сен-Луи. Башлар женился в июле 1914. Во ВРЕМЯ Первой мировой войны был призван в армию. После демобилизации стал преподавателем химии в колледже своего родного города. Вскоре в семье Башлара родилась дочь Сюзанна (1919 — 2007), впоследствии пошедшая по стопам отца и ставшая профессиональным философом и историком философии. В 1920 Башлар стал лиценциатом философии, а 1922 агреже по философии. В 1927 получил степень доктора в Сорбонне. С 1930 по 1940 занимает должность профессора в Дижоне. С 1941 по 1954 — профессор Сорбонны.
В 1951 году получает офицерскую, а в 1960 командорскую степень степень Ордена Почётного легиона. В 1951 был избран членом Академии моральных и политических наук. В 1961 удостаивается Большой премии в области наук и искусств, присуждаемой министерством культуры Франции.
Предметом интереса Гастона Башлара на протяжении всей его жизни являлись философские основы естественных наук. Свои первые работы по этой проблематики он начал публиковать на рубеже 1920-1930-х годов. Его философским дебютом стало исследование «Очерк о приблизительном познании» («Essai sur la connaissance approchée», 1928). За ним последовали такие работы, как «Новый научный дух» («Le nouvel esprit scientifique», 1934) и «Становление научного духа: заметки по ПСИХОАНАЛИЗУ объективного познания» («La formation de l'esprit scientifique: contribution à une psychanalyse de la connaissance objective», 1938). Уже в довоенных книгах Башлара заметно как влияние школы Анри БЕРГСОНА и психоанализа, так и научного конструктивизма.
В своих дальнейших работах, таких, как «Прикладной РАЦИОНАЛИЗМ» («Le Rationalisme appliqué», 1949) и «Рациональный МАТЕРИАЛИЗМ» («Le matérialisme rationnel», 1953) Башлар продолжил систематический анализ философских проблем естествознания, сконцетрировавшись на проблеме научного творчества и анализе основных понятий современной науки.
Другой важной составляющей философского наследия Башлара является его пятитомное исследование о психоаналитическом значении для воображения человека образов классических «материальных стихий». Начало этому исследованию было положено Башларом ещё в 1938 году в небольшом исследовании «Психоанализ огня» («La psychanalyse du feu»). Позже последовали «Вода и грёзы» («L'eau et les rêves», 1942), «Воздух и сновидения» ( в русском ПЕРЕВОДЕ работа названа «Грёзы о воздухе», «L'air et les songes», 1943), двухтомник, посвящённый образам земли - «Земля и грёзы о покое» («La terre et les rêveries du repos», 1946) и «Земля и грёзы воли» («La terre et les rêveries de la volonté», 1948). Это исследование проведено Башларом с привлечением самого широкого литературного, историко-философского и научного материала.
Отчасти продолжают, а во многом развивают методологию, применённую Башларом при исследовании образов стихий, его работы, посвященные разным аспектам философии и психологии искусства и художественного творчества, постижения человеком пространства. Большое влияние на эти исследования философа оказала феноменологическая школа. Необходимо отметить такую работу Башлара, как «Поэтика пространства» («La poétique de l'espace», 1958), в которой Башлар анализирует образы дома, чердака, ящика, сундука, гнезда, раковины как выразительных форм, описывающих тот или иной феноменологический опыт пространства, а также исследование «Пламя свечи» («La flamme d'une chandelle», 1961), посвященную созерцанию пламени свечи или лампы.
В истории философии мало найдётся персон, которые обладали бы столь разносторонними интересами, как Башлар. Его интертетация как поэтических ТЕКСТОВ так и естественнонаучных теорий оказала заметное влияние на дальнейшее развитие гуманитарных наук и эпистемологии. В частности, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Башлара стала одним из ориентиров для таких видных исследователей науки и искусства, как Ролан БАРТ, Мишель ФУКО, Жан Старобинский.
Книги Башлара начали переводиться на русский язык только с началом перестройки. На сегодняшнее время переведены на русский язык все основные произведения Гастона Башлара, как посвященные философии науки, так и его работы, посвященные «психоанализу стихий» и феноменологии творчества и способности воображения.

Словарные статьи, связанные с Башлар

Нет ничего в словаре.

Произведения Башлар в нашей библиотеке

Нет ничего в библиотеке.

Книги, в которых есть упоминания о Башлар

Нет ничего в библиотеке.